Самостоятельный ремонт часов
17 марта 2008 г.Автор: Г. Солнцев
Ремонт механических часов |
Разборка наручных часов
Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).
Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:
1 — баланс; | 11 и 12 — полеты входная и выходная; | 21 — триб секундного колеса; | 31 — колесо барабанное; | 41 — пружина заводного рычага; |
2 —ролик двойной; | 13 — спираль; | 22 — стрелка секундная; | 32 — собачка; | 42 и 43 — колеса переводные; |
3 — ось баланса; | 14 — колодка спирали; | 23 — колесо промежуточное; | 33 — пружина собачки; | 44 — колесо вексельное; |
4 — камень сквозной; | 15 и 16 — штифты регулировочного градусника; | 24 — триб промежуточного колеса; | 34 — муфта кулачковая; | 45 — триб вексельного колеса; |
5 и 6 — камни накладной и импульсный; | 17 — колесо анкерное; | 25 — колесо центральное; | 35 — колесо заводное; | 46 — колесо часовое; |
7 — копье; | 18 — камень сквозной; | 26 — триб центрального колеса; | 36 — триб заводной; | 47 — стрелка часовая; |
8 — штифты ограничительные; | 19 — триб анкерного колеса; | 27 — барабан; | 37 — вал заводной; | 48 — стрелка минутная; |
9 — вилка анкерная; | 20 — колесо секундное; | 28 — пружина заводная; | 38 — рычаг переводной; | 49 — триб минутной стрелки (минутник) |
10 — ось анкерной вилки; | 29 — вал барабана; | 39 — пружина переводного рычага (фиксатор); | ||
30 — накладка мечевидная; | 40 —рычаг заводной; |
Разборка проводится в следующей последовательности:
- Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.
- Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами.
- Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.
- Проверить пинцетом вращение центрального колеса (свободно ли оно движется и не соприкасается ли с окружающими деталями). Проверить на соприкосновение также барабан, спираль, баланс.
- Снять стрелки, освободить и снять циферблат. Сначала снять секундную стрелку, затем минутную (удобнее всего пинцетом). Потом снять циферблат с часовым колесом и часовой стрелкой. Проверить состояние его ножек. Осмотреть стрелочный механизм, проверить вексельное и часовое колеса, проверить сцепление колес стрелочного механизма (для этого повращав их в прямом и обратном направлениях). Проверить, правильно ли фиксируются переводной и заводной рычаги.
- Снять с платины балансовый мост с узлом баланса. Отвернуть на 1,5-2 оборота винт колонки спирали, отделить узел баланса от моста. Вынув баланс из механизма, нельзя давать ему висеть на конце спирали.
- Снять анкерный'мост и сам анкер (заводная пружина при этом должна быть полностью спущена).
- Снять центральное, промежуточное, секундное и анкерное колеса. Проверить их положение на оси и сцепление между каждым колесом и соответствующей ему шестеренкой, осмотреть зубья.
- Снять с платины барабан, открыть его и проверить состояние заводной пружины.
Чистка
Промывать детали часового механизма можно в бензине (желательное прозрачном стеклянном сосуде). Уровень бензина не должен превышать 2 см.
Вначале промывают более крупные детали, например, платину и мосты, затем колеса и другие мелкие детали. Детали очищаются щеткой, сильно загрязненные пазы прочищаются заостренной палочкой.
Вымытые детали продуваются струей воздуха из резиновой груши. Очищенные детали надо брать только пинцетом.
Сборка
Сборка часов производится в обратной последовательности.
Основные причины неисправности наручных механических часов и их устранение
Неисправность | Причина | Устранение |
---|---|---|
При заводе часы потрескивают | Причиной может быть поломка или износ заводного колеса. | В обоих случаях колесо следует заменить |
Заводное колесо может быть перекошено | Чтобы исправить этот недостаток, достаточно затянуть винты. Перекос или изогнутость заводного вала приводят к тому же результату. Вал следует заменить. | |
В ось заводного колеса могла попасть грязь. | В этом случае деталь надо промыть. | |
Туго переводятся стрелки | Заводской дефект | Заменить переводное колесо |
Механизм не переключается с перевода стрелок на завод | Надо проверить, не прижат ли заводной рычаг переводным | В этом случае отогните рычаг |
Надо проверить, не ослабла ли пружина заводного рычага | Пружину придется заменить | |
Механизм завода выключается самопроизвольно | Фиксирующая часть пружины переводного рычага вышла из паза | Отогните пружину вниз. |
Заводной вал вращается рывками | Из-за того, что погнут, | Выпрямить или заменить его |
Пружина не держится в заведенном состоянии | Сломана пружина собачки | Заменить пружину собачки |
Отвернулся винт собачки | Затянуть винт собачки | |
Пружина туго заводится | Нет смазки | Смазать заводное колесо |
Часы не заводятся | Заводная пружина вышла из зацепления с крючком на валу барабана или лопнула в пределах первого внутреннего витка. | Заменить пружину |
При заводе часов пружина сперва идет с трудом, а затем срывается | Пружина лопнула в пределах 2-3 первых витков | Заменить пружину |
Минутная стрелка касается в одной точке стекла или циферблата | Погнута ось центрального колеса | Выпрямить или заменить ось центрального колеса |
Механизм часов работает, но стрелки не вращаются, что обычно возникает из-за частого перевода стрелок | Неисправен фрикционный узел | Заменить фрикционный узел (минутник с ведущим колесом) |
При переводе стрелок слышится треск | Зубья вексельного колеса сломаны или погнуты | Следует его выпрямить или заменить |
При заводе пружины стрелки быстро вращаются | Сломалось одно из колес в основной колесной системе | Осмотрите ее и замените сломанное колесо. |
Колеса вращаются тяжело, цепляясь друг за друга | Проверить зазоры между ними и посмотреть, не попала ли в систему пыль. | |
Сломана заводная пружина, из-за чего при заводе она прокручивается до бесконечности | Замените пружину | |
Часы спешат и при этом слышится дополнительный стук | Заводная пружина слишком сильная | Ее следует заменить |
Полностью заведенные часы останавливаются раньше времени | Пружина проскальзывает в барабане из-за слишком большого количества масла | Промойте барабан в бензине, а пружину протрите папиросной бумагой. Кроме того, может быть стерта головка пружины, которую в этом случае надо заменить. |
Часы идут вяло | Следует проверить, хорошо ли смазана пружина и не смята ли она. | |
Часы заводятся с трудом | Отсутствие масла в точке соприкосновения пружины и барабана. | Смажьте пружину. |
При ходе часов слышен звон спирали | Она периодически задевает близко расположенные детали. | Устранить задевание |
Календарь срабатывает неправильно | Диск календаря заклинивает на платине из-за того, что он погнут | Диск лучше заменить |
Диск с трудом вращается из-за попавшей стружки или пыли | очистить механизм от стружки и пыли | |
не затянуты винты крепления диска | закрепить винты | |
слишком много или слишком мало масла на штифтах толкателя и фиксатора. | ||
Часовое колесо зажато циферблатом | его необходимо прогнуть. | |
Циферблат качается | Плохое закрепление в платине или из-за сломанной ножки циферблата | Надо завинтить до упора циферблатные винты. Если это не поможет, замените циферблат. |
Циферблат сместился от центрального положения | Отогните ножки циферблата и установите его по центру. | |
Стрелки соприкасаются друг с другом | Установите их правильно | |
Механизм качается в корпусе | Затяните винты крепления | |
Заводной ключ не фиксируется для завода пружины или перевода стрелок | Следует проверить, не сломана ли пружина переводного рычага (фиксатора) или сам рычаг | В этом случае его придется заменить. Если рычаг цел, нужно затянуть до упора его винты. |
Часы останавливаются без видимых причин | Проверить сцепление минутника с ведущим колесом. | Оно может быть слишком слабым, в таком случае следует снять минутник с обода колеса, прижать колесо пинцетом и отверткой отогнуть фрикционные лепестки к центру. Если желаемый результат не достигнут, то лучше заменить весь узел |
Может быть сломан или погнут зуб часового колеса | заменить часовое колесо | |
Пыль и грязь, попавшие в колесную систему, также могут быть причиной остановки. | Необходимо промыть механизм, а также проверить, не попал ли в механизм какой-нибудь сломанный винт. | |
Часы останавливаются из-за того, что колеса покрыты коррозией | Ее можно попробовать снять; если колеса разъедены сильно, то лучше заменить их. | |
Погнуты или срезаны зубья барабана | Надо заменить и барабан и заводную пружину. Кроме того, в барабане могут скапливаться, грязь или стружка, поэтому его надо промыть в бензине, а пружину протереть бумагой. | |
Недостаточный зазор между деталями анкерного хода (например, анкерной вилкой и штифтами) может провоцировать вялый или меняющийся ход часов или даже их остановку. | Восстановить зазор | |
Дефекты регулятора хода могут привести к тому, что часы будут спешить за один час на несколько минут. Например, за колонку или штифты регулятора может захлестнуться спираль. | В таком случае витки спирали надо снять с колонки или штифтов, установить спираль на место и исправить ее, если она деформирована. |
Удачи в ремонте!
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2008