Самостоятельный ремонт часов
17 марта 2008 г.Автор: Г. Солнцев
Ремонт будильника |
Разборка будильника
Процесс разборки будильника немного отличается от разборки наручных часов, поэтому он рассматривается отдельно. Детали устройства механического будильника — на рис. 1.
Рис. 1. Кинематическая схема будильника:
1 — узел баланса; | 8 — пружина запора сигнала; |
2 — вилка анкерная; | 9 — скоба с валом и молоточком; |
3 — колесо анкерное с трибом; | 10 — колесо храповое сигнальное с трибом; |
4 — колесо секундное с трибом; | 11 — барабан сигнала с валом и пружиной; |
5 — колесо сигнальное; | 12 — колесо центральное с трибом; |
б — колесо часовое; | 13 — колесо промежуточное с трибом |
7 — барабан хода с валом и пружиной; |
Движение передается от барабана (7) на центральный триб с центральным колесом (12). С центрального колеса вращение передается на триб промежуточного колеса (13), затем — на секундное колесо (4) и на анкерное колесо (3). Анкерное колесо через анкерную вилку (2) передает импульс движения на балансовый регулятор.
Механизм сигнала работает следующим образом: движение передается от барабана (11) на триб сигнального колеса (10). Колесо приводит в движение спусковую скобу с валом и молоточком (9). Вся эта система представляет собой спусковой регулятор.
Сигнал действует через специальную пружину (8), которая давит на часовое колесо (6), прижимая его к сигнальному колесу (5). Когда выступ на часовом колесе совпадает с выступом на втулке часового колеса, механизм сигнала приходит в движение.
При разборке будильника в первую очередь надо отвернуть и снять заводные ключи хода и сигнала, затем снять кнопки перевода стрелок. Отвернуть три винта крепления крышки корпуса, снять их. Вынуть кнопку запора сигнала, после чего отвернуть втулку, в которой она находилась, и снять втулку с корпуса. Вынуть механизм из корпуса. Снять минутную и часовую стрелки. Положить механизм циферблатной стороной вниз. Отвернуть три винта крепления подциферблатника и снять его вместе с сигнальным колесом и сигнальной стрелкой. Перевернуть механизм циферблатной стороной вверх для того, чтобы разобрать механизм перевода стрелок.
Основные неисправности механизма будильников и методы их устранения
Неисправность | Метод устранения |
---|---|
Минутная стрелка соскочила с вала центрального колеса | Замените ее |
Заводной ключ касается окружающих деталей | Замените его |
Стрелки трутся о циферблат | Установите их так, чтобы они были параллельны друг другу. |
Заводная пружина не держится в заведенном состоянии | Надо до упора завернуть винт пружины собачки или заменить пружину, если она сломана. |
Будильник вообще не заводится | Надо проверить следующие детали: вал барабана, на котором может быть сорвана резьба; заводное колесо, на валу которого также может быть сорвана резьба. Испорченные детали надо заменить. |
Будильник спешит | Причиной может быть слишком сильная пружина хода. В таком случае во время хода часов слышится характерный пристук. Пружину надо заменить. |
За каждый час будильник спешит на несколько минут | Значит, спираль баланса захлестнулась за близлежащие детали (в этом случае ее надо осторожно снять и установить на место) или же сама спираль слиплась из-за попадания смазки (промойте спираль). |
Будильник отстает | Надо проверить пружину хода. Она может быть смята, растянута из-за долгого использования (в этом случае—замените) или просто плохо смазана. Если с пружиной все в порядке, надо проверить баланс. Его спираль может быть неправильно установлена, в механизм могла попасть пыль и загрязнить баланс, наконец, может отсутствовать смазка (или наоборот — смазки слишком много и она загустела). |
Будильник останавливается через некоторое время после завода | Прежде всего следует проверить, не попала ли в колесную систему пыль или грязь; затем осмотреть винты, так как они могут отворачиваться или ломаться. Далее — проверить, нормально ли сидят колеса системы на своей оси и не покрыты ли они коррозией (если коррозия сильная, колеса необходимо заменить). Другие причины: износ зубьев анкерного колеса, которое в таком случае придется заменить; нарушение зацепления в колесной системе; сломанные или погнутые зубья барабана (тогда придется менять не только барабан, но и заводную пружину); сломанная пружина хода. |
Пружина хода заводится до бесконечности | Причиной может быть либо поломка пружины, которую следует заменить, либо то, что пружина отцепилась от крючка вала барабана. В этом случае надо закрепить внутренний виток пружины. |
Пружина сигнала не держится в заведенном состоянии | Следует проверить собачку сигнала; ее пружина может быть сломана или у нее откручен винт |
Пружина сигнала заводится до бесконечности | Причины те же, что и при бесконечном заводе пружины хода. |
Удачи в ремонте!
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2008