Ремонт швейных машин. Часть 1
10 июня 2010 г.Автор: А. И. Зюзин
Пропуск стежков в строчке. |
Основные виды неисправностей швейных машин и методы их устранения.
Неисправности, их причины |
Методы устранения |
---|---|
1. Зазор, между иглой, когда она начинает движение из крайнего нижнего положения, и челноком в плоскости его вращения более 0,3 мм. Иногда зазор доходит до 3 мм. Это может быть по причине (машина 2М кл.): а) корпус хода челнока завышенной толщины; б) игла занимает крайнее правое положение в отверстии игольной пластины. Недостаточная глубина игольного паза в игловодителе (см. рис. 38) |
1, а. Подложить фольгу в 2-5 слоев под корпус ниже винтов крепления. 1, б. Фрезеровать паз для иглы в игловодителе или подгибать игловодитель — все производить в пределах центра отверстия игольной пластины (см. часть 2, «Узел иглы») |
2. Установлена игла другого типа(например, с круглой колбой). Диаметр колб игл разный по той причине, что они разного типа: круглая, с глубокой лыской (индийские), с неглубокой лыской (отечественные). Другого типа игла образует большой или недопустимо малый зазор с челноком в плоскости его вращения, что и создает условия для пропуска стежков в строчке и др. дефектов |
2. Иглу устанавливать такого типа, на который отрегулирована машина |
3. Погнутая игла. Такая игла образует большой зазор между ней и челноком, обеспечивая пропуск стежков в строчке |
3. Применение погнутых игл не допускается |
4. Момент встречи иглы с носиком челнока рассогласован. Встреча должна происходить на уровне 2-2,2 мм выше ушка иглы (для машин типа 2М кл. ПМЗ — прямострочных). Игловодитель не отрегулирован на нужный уровень. В нем нет упора для иглы, и потому она ставится на произвольный уровень |
4. С помощью маховика поставить иглу в крайнее нижнее положение. Ввести отвертку справа снаружи и, ослабив винт крепления игловодителя, сместить его на нужный уровень. Закрепить винт, поставить игольный ограничитель в игловодитель |
5. Несоответствие — тонкая игла и толстая верхняя нитка. В данном случае петля-напуск образуется легче с противоположной стороны иглы |
5. Толщина нитки всегда должна соответствовать номеру иглы, согласно таблице в инструкции завода-изготовителя |
6. Петля-напуск не перпендикулярна траектории движения челнока. Чем больше угол отклонения, тем больше вероятность пропуска стежков в строчке. При уменьшении угла встречи уменьшается ширина петли относительно челнока. Вероятность захвата нитки уменьшается. |
6. Если невозможно повернуть игловодитель на нужный угол, надо снять его и запилить новую лыску под нужным углом (в таких случаях без алмазного надфиля не обойтись). В некоторых машинах целесообразно угол встречи петли-напуска делать не 90°, а меньше — 80°, где 80° — угол наклонения |
7. Петля-напуск образуется с противоположной стороны иглы. Такое наблюдается при применении лощеных ниток. Упругость таких ниток отличается от нелощеных. Конструкция машин ориентирована на обычные нелощеные нитки |
7. Заменить нитки на нелощеные в данной машине на данную ткань. В крайнем случае, на корпусе хода челнока сделать возвышение (наплавить оловом) против хода иглы, оставив зазор между иглой и наплавкой, равный 0,8 мм. Эта наплавка станет препятствием для образования петли-напуска с обратной стороны иглы (см. рис. 127) |
8. Пропуск стежков наблюдается только на нейлоне. На остальных тканях пропуска стежков не бывает. Нейлон обладает свойством сводить трение между ним и иглой до минимума. При подъеме иглы с ниткой трение вокруг иглы настолько мало, что нитка, поднимаясь с иглой, не образует петлю-напуск. К тому же эластичность нейлона позволяет ему при подъеме иглы деформироваться в этом месте, т. е. тянуться за иглой |
8. Момент исключительный для всех машин. Надо выполнить следующее: а) перейти на самые тонкие иглы и тонкие нитки; б) ужесточить зазоры (расстояния) между иглой и челноком; в) зазор в плоскости вращения челнока установить равным 0,05 мм; г) расстояние между иглой и носиком челнока при опущенной игле довести до максимально возможного. Это расстояние устанавливается опытным путем и может быть от 2 до 4 мм (для машин 2М кл. ПМЗ); д) подбор ниток по качеству играет большую роль в данном случае. Любую машину можно отрегулировать, включая реконструкцию некоторых узлов для работы на нейлоне или другом подобном материале (см. часть 4) |
9. Тупая игла, попадая в нитку ткани, затягивает ее вниз, образуя петлю, которая мешает образованию петли-напуска верхней нитки |
9. Поставить острую иглу. Можно заточить ее алмазным надфилем (см. часть 2, «Узел иглы»). Швея время от времени должна проверять ее на затупление и изгиб |
10. Сильно разработано отверстие игольной пластины. При нарушении правил шитья на машине за много лет иглами разбито игольное отверстие. При подъеме иглы нить тянется вверх за иглой, и нитка не успевает сделать петлю-напуск |
10. Заменить игольную пластину новой или отремонтировать старую (см. часть 2, «Узел иглы») |
11. Сильно перекручена нитка. Петля-напуск при образовании сразу скручивается в сторону. Если петля и образовалась, то требуемое положение ее должно быть под углом 90° (как правило) к траектории движения челнока. При увеличении или уменьшении угла уменьшается вероятность захвата нитки челноком |
11. Заменить нитку качественной. Можно изменить условия: переставить катушку верхним, концом вниз |
12. Зазор между толкателем и челноком увеличен против нормы в несколько раз. От этого челнок может с опозданием захватывать петлю-напуск. Зазор увеличивается с каждым ударом толкателя о челнок. За один час непрерывной работы, при средней скорости вращения 300 об/мин, толкатель наносит 36000 ударов по челноку (300x2x60 для машин с качающимся челноком). Происходит деформация деталей и, как следствие, увеличение зазоров |
12. Зазор для швейной машины 2М кл. ПМЗ должен быть приведен к норме: на входе нитки — 0,3 мм, на выходе — 1,0 мм (рис. 14; см. часть 3) |
Рис.14. Зазоры между левоходным челноком и толкателем (машина 2М кл. ПМЗ):
а — на входе нитки; | б — на выходе нитки (зазоры не меняют своей величины при движении) |
13. Входной конец толкателя, касаясь иглы, отодвигает ее от носика челнока, увеличивая зазор между ними в вертикальной плоскости. Погнутость входного конца толкателя в данном случае ничем не обусловлена |
13. Эту проблему можно решить двумя способами: а) спилить сторону входного конца толкателя, обращенную к иголке. Игла не должна касаться толкателя; б) отогнуть кусачками конец толкателя от иглы на 1-1,5 мм. В ремонтной практике оба варианта применяются очень часто |
14. В игловодителе нет упора для иглы. Он потерян или сломан. Момент встречи челнока с иглой — величина постоянная. Поэтому игла в игловодителе должна ставиться строго на одном уровне — это условие нормальной работы машины |
14. Поставить винт-ограничитель иглы. Если в отверстии облом от винта, его надо высверлить, нарезать новую резьбу М2,5 или М3 и поставить соответствующий винт |
15. При левом уколе зигзага расстояние по горизонтали между иглой и носиком челнока меньше требуемого. При меньшем расстоянии петля-напуск не успевает образоваться |
15. В норме это расстояние по горизонтали колеблется от 4 до 2 мм (например, у «Чайки-2», «Чайки-115-1», «Подольск-125-1» расстояние равно 2 мм, а у «Чайки-3» оно равно 4 мм). Регулируется расстояние за счет поворота вала 12 секторной шестерни при застопоренном маховике и ослабленном винте 18 (см. рис. 9) |
16. При правом уколе зигзага расстояние между носиком челнока и верхним краем ушка иглы менее 1 мм в момент встречи челнока с иглой. При этом челнок не успевает брать минимальную петлю-напуск |
16. Это расстояние должно быть равным 1 мм для машин с качающимся в вертикальной плоскости челноком (все «Чайки» ПМЗ, «Веритас-8010», «Радом-432», 2М кл. ПМЗ, «Тикка» и др.). Для машин с вращающимся вкруговую челноком — зазор при левом уколе зигзага в пределах 0,1 мм («Веритас-8014/35», «Тула», «Лада-Т-237» и др.). Регулируется расстояние смещением игловодителя по вертикали (рис. 149, а) |
17. Игла сместилась в отверстии игольной пластины вперед до предела. А меньше Б, т. е. отошла от челнока, увеличив зазор в несколько раз (машина «Чайка»). Кронштейн рамки игловодителя, закрепленный двумя винтами, часто сбивается по причине несовершенства конструкции («Чайка» с электроприводом) |
17. Кронштейн рамки игловодителя отодвинуть назад большой отверткой; игла своим острием должна находиться посередине отверстия игольной пластины относительно задней и передней стенок, т. е. А = Б — нормально (рис. 15). Например, «Чайка-142М» и др. |
Рис.15. Положение иглы в игольной пластине при зигзаге
(машины «Подольск»-142 кл., «Чайка»-134 кл.):
1 — при зигзагообразной строчке; | а — правильное движение иглы при зигзаге; |
2 — при прямой строчке; | б — неправильное движение иглы при зигзаге; |
3 — задняя сторона игольного отверстия; | в — А=Б — нормально; |
4 — передняя сторона игольного отверстия (обращенная к швее); | г — момент встречи челнока с иглой на правом уколе зигзага; |
д — расстояние при заходе челнока за иглу на левом уколе зигзага |
18. Зигзаг иглы нарушен, она переходит с зигзагообразной строчки периодически на прямую строчку, смещенную вправо или влево. Причина — заедание в блоке копирных рычагов или на оси блока пластмассовых копиров, или то и другое вместе |
18. Разобрать и тщательно все прочистить. Разборку производить полную (подетально). Ограничительное кольцо блока копирных рычагов отодвинуть, ослабив оба стопорных винта кольца, повернуть вкруговую ручку управления декоративными строчками. Зажать оба винта в кольце (см. рис. 51, п. 8) |
19. Входной конец толкателя подошел близко к игле. В начале подъема иглы он увлекает образовавшуюся петлю-напуск в сторону своего движения (у машин 2М кл.— влево, у «Чайки» — вправо). Создаются условия для пропуска стежков в строчке |
19. Снять толкатель челнока и запилить сторону входного конца, обращенную к игле. Можно отогнуть конец от иглы. Поверхность конца со стороны иглы обязательно отшлифовать |
20. Большое расстояние между иглой и корпусом хода челнока. Петля-напуск может образоваться с обеих сторон иглы |
20. Необходимо свести к минимуму петлю-напуск со стороны длинного желобка иглы. Для этого снять корпус хода челнока и сделать наплавку против хода иглы такой высоты, чтобы расстояние между наплавкой и иглой было равно 0,8 мм. Наплавку лучше делать оловом или универсальным клеем. Подвергать корпус хода челнока газосварке нельзя во избежание термического коробления (см. рис. 127) |
21. В дополнение к другим мерам (п. 8 и др.) поставить шпульный колпачок с квадратным зевом. Он допускает посадку игловодителя ниже. Заменить игольную пластину с неразработанной игольной щелью |
21. Пропуск стежков на тонких и нежных тканях у машины «Веритас-8014/35» |
22. В машинах с вращающимся челноком («Тула», «Веритас-8014/35», 1022 - промышленная и др.) пропуск происходит по причине, что кромка носика челнока совпадает с правой стороной игольной щели шпуледержателя (рис. 16, а; п. 1-4) или проходит правее этой стороны 5 |
22. Кромка 1 носика челнока должна проходить от правой стороны игольной щели в шпуледержателе 5 (рис. 16, б; п. 1-4) на расстоянии 0,5-0,6 мм. Достичь этого можно только заменой шпуледержателя |
Рис. 16. Траектория движения носика челнока относительно
щпуледержателя
(машины с вращающимся челноком) «Веритас»-8014—35 кл.,822
кл. ПМЗ и др.:
1 — носик челнока; | 4 — траектория движения носика челнока; |
2 —щель в шпуледержателе для прохода иглы; | 5 — шпуледержатель |
3 — игла; |
23. В.челночном устройстве пластмассовое запорное кольцо (машина 2М кл.) велико по высоте. Зубчатая рейка при нижнем движении на швею отодвигает кольцо, увеличивая зазор между ним и челноком, т. е. увеличивая зазор между челноком и иглой в вертикальной плоскости |
23. Либо заменить кольцо, либо срезать его верх на 1-1,5 мм |
24. Игла прижимается вплотную к стенке отверстия в игольной пластине той стороной, где образуется петля-напуск. Образовавшаяся петля-напуск вынуждена сместиться в сторону. Пропуск стежков неизбежен |
24. Иглу вывести на середину отверстия в игольной пластине |
25. У швейных машин «Зингер» с качающимся челноком в горизонтальной плоскости пропуск образуется, если расстояние между челноком и иглой, когда она находится в крайнем нижнем положении, более 5 или менее 3 |
25. Указанного расстояния можно достичь поворотом винта-эксцентрика, подгибанием штанги, установкой каретки, заменой челнока и другими методами |
26. На нитки попало масло |
26. Следить, чтобы масло не попадало на нитки |
27. При включенном зигзаге машина выдает прямую строчку. Сильно зажат винт 7 (см. рис. 51) |
27. Чуть отпустить винт 7. При регулировке его заворачивать умеренно, точно так же, как винт стопорения корпуса хода челнока у швейной машины «Чайка-2» ПМЗ |
28. По причине не параллельности траектории движения (рис. 17) иглы при уколах зигзага и челнока. Пропуск будет на одной из сторон зигзага |
28. Причина не устранимая. Смягчается двумя путями: а) увеличить расстояние захода челнока за иглу до 5-6 мм; б) опустить игловодитель так, чтобы расстояние от ушка иглы до челнока по вертикали, в момент встречи, увеличивалось до 2 мм, а зазор между ними — до 0,05 мм при позиции «5» |
Рис.17. Плоскости движения иглы и челнока (перекос плоскостей машина «Чайка»-132М кл.):
1 — плоскость движения иглы при зигзаге; | 4 — левый угол зигзага; |
2 — носик челнока; | 5 — правый угол зигзага; |
3 — плоскость движения челнока; | 6 — укол иглы при прямой строчке |
29. Неправильное положение иглы, вставленной в иглодержатель |
29. Игла должна быть поставлена длинным желобком в сторону игольного нитенаправителя (это правило для швейных машин всех марок) |
30. Неправильно заправлена нить |
30. Нить от катушки до иглы должна быть заправлена строго по инструкции завода-изготовителя (см. часть 4, «Заправка верхней нитки в швейных машинах») |
31. Слабый нажим лапки на материал |
31. Поджать резьбовую втулку, если этого недостаточно — вынуть нажимную пружину лапки и растянуть ее на 50% первоначальной длины |
32. Неправильно установлена лапка, несовпадение отверстий лапки и игольной пластины (см. рис. 77) |
32. Лапку установить так, чтобы отверстие в лапке строго совпадало с отверстием в игольной пластине, а высота лапки должна быть не более 6 мм от пластины |
33. У швейной машины «Чайка»-143 кл. и др. пропуск стежков происходит по причине ослабления винтов крепления ведомой шестерни по валу толкателя челнока |
33. Выставить правильно челнок относительно иглы и завернуть накрепко винты ведомой шестерни. Верхний винт 1 (см. рис. 10, б) должен упираться на валу в лыску) |
34. При упорных пропусках можно увеличить заход челнока за иглу, когда она находится в крайнем нижнем положении, до 5-6 мм |
34. Заход челнока за иглу лимитируется моментом сброса нитки с челнока. Этот сброс должен проходить бесшумно и без дерганий нити и челнока. В противном случае зазор уменьшить |
35. У швейной машины «Альтенбург» 32-266-1001 трудно устранимый пропуск |
35. Ослабить два стопорных винта на кривошипе, который находится на левом конце коленчатого вала. Повернуть кривошип на 2-3° по ходу его вращения (коленвал при этом на месте). Завернуть стопорные винты, пропуски прекратятся |
36. Зазор челнока — игла более 0,1 мм. Корпус хода челнока не проворачивается в цапфе: препятствует ребро жесткости на платформе |
36. Снять корпус хода челнока. Выемку на ребре у платформы пропилить глубже на 2 мм. Собрать узел и отрегулировать зазор до 0,1 мм |
37. У машины «Лада» (Чехия) пропуск происходит из-за того, что на конце входного конца толкателя челнока есть бугорок, который увлекает петлю конуса в сторону, из-за чего челнок может ее не захватывать — будет пропуск |
37. Снять толкатель челнока и спилить бугорок на входном рожке |
Удачи в ремонте!
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2010