Ремонт швейных машин
10 июня 2010 г.Автор: А. И. Зюзин
Поломка иглы. |
Основные виды неисправностей швейных машин и методы их устранения.
Неисправности, их причины |
Методы устранения |
---|---|
1. Все поломки игл сводятся к пяти объединяющим причинам: а) игла не соответствует стандарту и прошиваемому материалу; б) нарушены зазоры между иглой и сопредельными деталями (игольная пластина, челнок и др.); в) рассогласование вращения маховика с ходом иглы; г) действие посторонних боковых сил на иглу; д) машина работает в условиях, не предусмотренных инструкцией завода-изготовителя |
1. Задача мастера или швеи решить все пять пунктов в положительном аспекте. |
2. Слишком большое натяжение верхней нитки. После захвата нитки челноком игла изгибается в сторону его движения. Этот изгиб вызван тремя силами сопротивления: а) зажимом нитки в регуляторе; б) трением нитки о ткань; в) трением нитки в ушке иглы. Чем больше эти силы, тем больше вероятность поломки иглы. На регуляторе натяжения верхней нитки зажимать нитку надо ступенчато, малыми шагами, до получения совершенно одинакового рисунка как снизу, так и сверху |
2. Чтобы свести вероятность поломки иглы к нулю, надо строго выполнять правило подбора толщины иглы и нитки в зависимости от ткани согласно таблице в инструкции завода-изготовителя. Нельзя зажимать верхнюю нитку в регулятор больше, чем требуется; а необходимо зажать столько, чтобы верхняя нитка не была видна в строчке снизу, а нижняя — сверху. При растягивании шва руками нитка в строчке не должна рваться. Если же она порвалась, то ослабить ее натяжение. Можно заменить иглу на более толстую, т. е. номером больше (в крайнем случае) |
3. Отсутствует (сорвана резьба) винт крепления корпуса хода челнока. В результате образовался перекос плоскости движения челнока — ситуация аварийная. |
3. Поставить винт крепления корпуса хода челнока — обязательное условие |
4. Запорное кольцо челнока не наделось на один из штифтов корпуса. Частый случай. Образуется большой люфт челнока — ситуация аварийная. Могут поломаться игла, челнок, шпульный колпачок |
4. Надеть запорное кольцо и быть внимательнее и требовательнее к себе |
5. Игла на пути движения челнока. Причин несколько. Главная из них — нарушен зазор между иглой и челноком в вертикальной плоскости. Он должен быть равным 0,1 мм, а в машинах с большой выработкой деталей — 0,2-0,3 мм. У машин с зигзагообразной строчкой отверстие в игольной пластине для прохода иглы расположено вдоль оси платформы. Игла, сбиваясь к задней стенке отверстия, будет поломана. Она должна быть по центру отверстия при выполнении прямой и зигзагообразной строчки. |
5. В данном случае можно, как пример, назвать следующие конкретные меры: а) заменить иглу, если она кривая; б) проверить правильность установки запорного кольца челнока; в) изменить число прокладок внизу корпуса хода челнока, т. е. отрегулировать зазор игла—челнок в вертикальной плоскости (0,1 мм); г) поставить прокладки в верхней части корпуса для обеспечения зазора, равного 0,1 мм (у новых машин, а у изношенных этот зазор всегда больше) |
6. Игла в игловодителе не поставлена до упора, она как бы стала длиннее относительно своего нормального уровня. В таком случае она ударяется о челнок и ломается. В игловодителе обязательно должна стоять поперечная шпилька (винт), ограничивающая подъем иглы и определяющая ее уровень высоты установки. При установке иглы неточности недопустимы |
6. Отвернуть винт иглодержателя и поднять иглу до упора. Если его нет, поставить. Обязательное условие! |
7. Для шитья толстых, грубых тканей поставлена тонкая игла. Предел ее прочности ниже предела сопротивления при прокалывании ткани |
7. Механическая прочность иглы зависит от ее толщины и, конечно, от других причин. Иглу ставить согласно подбора игл и ниток в зависимости от ткани и с учетом интуитивных соображений (опыта, эстетики) |
8. Игла не закреплена отверткой. Она может сбиваться, т. е. менять свое положение и зазор в вертикальной плоскости: игла — челнок. Игла может выпасть из своего канала и остаться в челночном устройстве. В момент непрерывного движения может поломаться не только игла, но и челнок, шпульный колпачок |
8. Обязательно зажимать отверткой винт иглодержателя и винт зажима иглы |
9. Неумелое шитье. Не соблюдаются правила шитья. Часто можно наблюдать, как швея тянет ткань от себя рукой. Это приводит к поломке или погнутости иглы, порче отверстия игольной пластины, челнока и лапки. Могут быть более серьезные поломки. Нельзя тянуть ткань рукой! Вынимать из-под лапки ткань только назад — за машину |
9. Если нет нормального продвижения ткани, необходимо: а) снять игольную пластину и очистить перемычки в зубьях от грязи, ниток и пр.; б) отрегулировать высоту зубьев; в) сделать ремонт механизма продвижения ткани и регулятора подъема зубьев (см. часть 2, «Транспортер ткани») |
10. Лапка имеет большой люфт в горизонтальной плоскости. Прочность ткани на единице длины неодинакова. Толщина прошиваемой ткани, особенно, где есть рубцы, неодинакова. В силу этих причин лапка с большим люфтом может попасть под иглу |
|
11. Игла установлена длинным желобком в противоположную сторону от нормы и ударяется о горизонтальную площадку челнока. От неправильно установленной иглы меняется величина зазора игла — челнок. Этот зазор может быть отрицательным, и тогда поломка иглы неизбежна. Она может также затупиться |
11. Иглу ставить длинным желобком в сторону игольного ни-тенаправителя. Это правило для всех машин. Не надо путать понятия «длинный желобок» и «лыска» (см. часть 2, «Узел иглы») |
12. Установлена игла другого типа. Другой тип иглы меняет величину зазора между челноком и иглой или ликвидирует его совсем, или же образует отрицательный зазор, т. е. игла становится на пути челнока. Иглы разных типов отличаются толщиной колбы и длиной острия. Отсюда поломки, затупления, погнутость и др. (см. п. 11) |
12. Иглу ставить только такого типа, на который отрегулирована машина. Типы игл: а) с круглой колбой; б) с лыской на колбе; в) на колбе обозначена буква «О»; г) на колбе обозначена буква «К»; д) на колбе обозначена буква «П»; е) на колбе обозначено слово «Орган»; ж) на колбе простой дробью обозначение 90/14, 100/16 и т. д. (см. часть 2, «Узел иглы») |
13. Установлена погнутая игла или она в процессе работы погнулась, а потом поломалась. В данной ситуации не только может измениться зазор, но и произойти прямой удар иглы о челнок, нитенаправительную пластину, лапку и т. д. |
13. Перед постановкой иглы проверить ее на четыре параметра: кривизну, затупление, брак и тип. Если хотя бы один из параметров не выдержан, иглу ставить нельзя (см. часть 2, «Узел иглы») |
14. Паз корпуса хода челнока имеет большую выработку по глубине. Если при этом отрегулировать очень малый зазор между челноком и иглой (например, 0,1 мм), челнок может заскакивать за противоположную сторону иглы и ломать ее. Челнок в своем пазу ограничен запорным кольцом. Зазор между ними должен быть равен 0,05 мм (в норме). Увеличение зазора ведет к затуплению носика челнока, поломке иглы, стуку в машине, пропускам стежков в строчке и т. д. |
14. При выработке паза в корпусе хода челнока: а)снять корпус хода челнока, снять с него штифты. Плоскость, на которую ложится запорное кольцо, сточить (профрезероватъ) по размеру высоты пояска челнока; б) в крайнем случае (временная мера) увеличить зазор между иглой и челноком в вертикальной плоскости. Величину зазора сделать равной 0,3-0,4 мм |
15. Вал толкателя челнока провернулся в кривошипе. Произошло рассогласование. Это бывает в тех случаях, когда крепление вала с кривошипом осуществлено одним или двумя слабо закрепленными винтами (штифт отсутствует). Игла в таком случае, натыкаясь на челнок, ломается. У «Чайки», например, ослабли оба винта крепления ведомой конической шестерни на валу толкателя челнока. Причинами проворачивания вала также могут быть удар толстой иглы о твердый предмет (например, пуговицу) или сильная вибрация, создаваемая электроприводом |
15. Отпустить два стопорных винта на кривошипе вала толкателя, отрегулировать расстояние между челноком и иглой, когда она находится в крайнем нижнем положении. Оно равно 2 мм у машин 2М кл. ПМЗ. У машин других марок этот показатель будет иным (см. часть 3). Надежно завернуть оба винта отверткой (малой, чтобы не сорвать резьбу) |
16. Ослабло крепление игловодителя. Крепление надо периодически проверять. Динамическая нагрузка на иглу (за час непрерывной работы при средней частоте вращения главного вала 300 об/мин игла делает 18000 ударов) передается на узел крепления игловодителя. Смещение возможно |
16. Отрегулировать расстояние между носиком челнока и ушком иглы в момент их встречи при подъеме иглы из крайнего нижнего положения. Это расстояние должно быть равным 2-2,2 мм (от верхнего края ушка до челнока) для прямострочных машин. Надежно закрепить винт крепления игловодителя |
17. Маховик провернулся в обратную сторону. От маховика до иглы и челнока много соединений. Каждое из них имеет свой зазор. Чем больше суммарный зазор, тем с большей вероятностью игла ударится о челнок и поломается. К тому же, обе нитки, запутываясь, изогнут иглу так, что она ударится о препятствие и поломается |
17. Маховик в любом случае должен вращаться только против часовой стрелки, если смотреть с правой стороны, т. е. верх маховика вращается на швею (у швейной машины «Анкер» наоборот) |
18. Смещение иглы в отверстии игольной пластины назад до предела (строчка зигзаг машины «Чайка»). Зазор между иглой и носиком челнока принял отрицательное значение. Игла ударяется о челнок. Почти у всех машин типа зигзаг игла должна быть расположена посередине отверстия игольной пластины, т. е. на ее продольной оси симметрии |
18. Кронштейн 9 (см. рис. 68) рамки игловодителя машины «Подольск»-142 кл., закрепленный двумя винтами, необходимо сместить вперед. Для этого с задней стороны сделать упор надфилем в основание кронштейна и ударить 2-3 раза (не сильно) молоточком. Вывести иглу (прямую и исправную) на середину отверстия игольной пластины (см. рис. 15, в; А=В — нормально для конца иглы) |
19. Различные неисправности в машине, предшествующие поломке иглы. Поломка иглы в машинах с зигзагообразной строчкой — следствие нарушений или изменений в зазорах (расстояниях) между иглой и челноком, а также фаз вращения маховика. Поломке иглы чаще предшествуют признаки Уже имеющихся недостатков: искривление, затупление иглы, металлический скрежет, стук и др. |
19. При появлении признаков ненормальной работы машины необходимо прекратить работу и осмотреть в челночном устройстве все зазоры (расстояния) между иглой и челноком. Проверку следует вести в такой последовательности: а) снять иглу и установить ее пригодность (см. часть 2, «Узел иглы»); поставить исправную иглу; б) медленно вращая маховик, убедиться в правильности положения иглы в отверстии игольной пластины (она должна быть посередине отверстия относительно передней и задней стенок), а также в вертикальности входа и выхода при уколах зигзагом, т. е. в отсутствии явного смещения иглы по горизонтали на уровне игольной пластины (см. рис. 15, б); в) откинуть машину на петлях, вынуть шпульный колпачок, снять запорную скобу (машина «Подольск»-142 кл.) и проверить зазор между челноком и толкателем. Он должен быть равен 0,3 мм, как на входе, так и на выходе нитки (рис. 18); |
Рис. 18. Зазоры в челночном устройстве (машина «Подольск»-142 кл.):
а — на входе нитки; | б — на выходе нитки; |
1 — челнок; | 4 — пластинчатая пружина; |
2 — входной конец толкателя; | 5 — фаска (повышающая безопасность прохода иглы) |
3 — выходной конец толкателя; |
г) проверить величину зазора игла—челнок в плоскости вращения челнока; зазор должен быть в пределах 0,1-0,05 мм; в любом случае игла не должна касаться челнока; д) проверить расстояние по горизонтали между носиком челнока и иглой в ее нижнем положении при левом уколе зигзага. Это расстояние равно 4 мм для машины «Чайка-3», 3 мм — для машины «Чайка»-142М кл. и т. д. Эти размеры средние, но они могут иметь несколько уменьшенное значение в зависимости от «характера» машины. В конечном итоге оптимальность размера определяется опытным путем; е) проверить расстояние между носиком челнока и верхней кромкой ушка иглы в момент их встречи, при правом уколе зигзага. Оно должно быть равно 1 мм (см. рис. 15, г); ж) проверить зазоры между входным концом толкателя, носиком и площадкой челнока. Для обеспечения двух указанных зазоров требуется выполнить условие: загнутый конец пластинчатой пружины с обеих сторон должен быть плотно прижат к концам толкателя. Величина этих зазоров определяется свободным пропуском нитки как на входе, так и на ее выходе |
|
20. Внезапно под иглу попал плотный толстый рубец материала |
20. Такие рубцы надо преодолевать особым режимом работы машины: а) игла должна быть толстой; б) частота вращения маховика — максимально повышенной; в) отсутствие воздействий посторонних сил на продвижение материала; г) не сильный нажим лапки на материал; д) сравнительно высокое поло жение зубьев рейки; е) толщина нитки должна соответствовать толщине прошиваемого материала; ж) тип машины и марка также должны соответствовать толщине прошиваемого материала |
21. В нормально отрегулированном челночном устройстве игла при входе в челночную зону ударяет о поясок челнока и ломается |
21. Вынуть челнок и спиливанием удлинить фаску 5 на 5 мм в сторону хвостовика (рис. 18). Спиливание делать алмазным надфилем или на наждачном точиле |
22. Слабо закреплена лапка или игольная пластина |
22. Закрепить лапку и игольную пластину накрепко |
23. Игла ударяет в борт шпульки (особенно в промышленных машинах) и или тупится, или гнется, или ломается |
23. В таком случае у шпульки надо спилить наружный край каждого борта на конус |
Удачи в ремонте!
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2010