Ремонт электробритв Харьков
17 июля 2007 г.Автор: Д.А. Лепаев
Харьков-5М |
Электробритва «Харьков-5М».
Электробритва «Харьков-5М» снабжена двумя самозатачивающимися плавающими ножами, которые благодаря специальному пружинному устройству плотно прилегают к коже лица и обеспечивают чистое выбривание. Во вращательное движение они приводятся универсальным коллекторным двигателем, смонтированным в разъемном корпусе бритвы. На валу якоря электродвигателя закреплена шестерня, передающая вращение на зубчатые колеса, которые в свою очередь вращают бреющие ножи, а также приводят в действие блок для стрижки (подправки) волос на висках и на шее.
Якорь электродвигателя вращается в статоре, имеющем катушку возбуждения. Вращение якоря происходит в самосмазывающихся подшипниках. Смазка рассчитана на продолжительность работы бритвы в течение 10... 12 мес. Система дросселей (рис. 1), конденсаторов и экран служат для подавления электрических помех, мешающих работе приемников и телевизоров.
Рис. 1. Электрическая схема бритвы «Харьков-5М»:
Х − штепсельная вилка; S − выключатель; М − электродвигатель; С1 − конденсатор емкостью 10 000 пф; С2 и СЗ − конденсаторы емкостью по 5100 пф; L1, L2 − катушки возбуждения; L3-L6 − дроссели типа ДМ-01- 160мкГн
Токоподвод на коллекторные пластины осуществляется посредством двух угольных щеток марки ЭГ-17, вставленных в щеткодержатели и поддерживаемых двумя пружинами.
В табл. 1 приведены данные обмоток электродвигателя бритвы «Харьков-5М».
Таблица 1. Данные обмоток электродвигателя бритвы «Харьков-5М»
Якорь | ||
---|---|---|
Марка провода | ПЭВ-2 | |
Число секций | 3 | |
Число витков одной секции | 1300 ±20 | |
Диаметр провода, мм | 0,08 | |
Сопротивление обмотки, Ом | 185±15 | |
Статор | ||
I секция | II секция | |
Марка провода | ПЭВ-2 | ПЭВ-2 |
Диаметр провода, мм | 0,09 | 0,06 |
Число витков | 1300 ±20 | 1800 ±20 |
Сопротивление, Ом | 190±10 | 730 ±50 |
Бритва может не работать из-за одной из перечисленных ниже причин.
Обрыв шнура.
Он происходит чаще всего возле штепсельной вилки или колодки. В первом случае необходимо отрезать ножом штепсельную вилку, зачистить в месте среза концы проводов от изоляции и проверить исправность шнура. Убедившись в исправности шнура, подсоединяют к нему новую штепсельную вилку. Во втором случае, когда шнур имеет обрыв возле колодки, следует заменить его или отремонтировать колодку.
Для восстановления соединительных шнуров с неразъемными колодками электробритв «Харьков-5М», «Агидель» и др. применяют тиски, к которым при помощи винтов крепят специальные губки (рис. 2, а) для зажима колодки шнура, а также импульсный паяльник, к выводным концам которого прикрепляют специальный пластинчатый нагреватель (рис. 2, б) для сварки шва колодки шнура.
Рис. 2. Приспособление для ремонта шнура электробритвы:
а -губки к тискам для зажима колодки шнура; б - нагреватель к импульсному паяльнику; в - разрез колодки для ремонта без применения тисков
Неисправную колодку отрезают от соединительного шнура и надрезают со стороны пустого гнезда. Затем при помощи выколотки снимают два контактных гнезда колодки. Концы отрезанного шнура зачищают и припаивают к гнездам, изолируют и устанавливают гнезда в колодку. Колодку же ставят между губками и тисками. Место разреза заваривают путем прикосновения нагревателя импульсного паяльника к шву.
Обломившийся в месте присоединения к колодке соединительный шнур электробритвы можно отремонтировать и без применения тисков. Для этого надрезают колодку по всей длине (рис. 2, в) в двух местах и вынимают остатки проводов из гнезд. Шнур укорачивают на 2...3 см, припаивают гнезда снова. Места разрезов заливают клеем.
Разборка электробритвы
При ремонте бритву разбирают в следующем порядке. Нажимают на кнопку бреющей головки 1.
Рис. 3. Разборка электробритвы «Харьков-5М»:
а-д - последовательность разборки; 1 - бреющая головка; 2, 11 - винты; 3 - заглушка; 4 - кулиса; 5 - угольные щетки; 6 - конденсатор; 7 - статорные катушки; 8 - сальник; 9 - щеткодержатели; 10 - плата
- Под действием пружины головка откинется. Тянут за бреющую головку и вынимают ее держатель из корпуса бритвы.
- Отворачивают четыре винта, соединяющие основание ножевого блока с корпусом бритвы.
- Вынимают находящиеся в основании ножевого блока две хлорвиниловые заглушки 3, закрывающие головки винтов 2.
- Отворачивают два винта и снимают основание. Оттягивают на себя ножи для стрижки так, чтобы они вышли из зацепления с пружиной. Снимают ножи и пружину.
- В нижней части корпуса бритвы отворачивают винт, скрепляющий две его половинки.
- Снимают с двигателя два зубчатых колеса привода подвижных ножей бритвы и кулису 4 (рис. 3, б) привода ножей для стрижки.
Зависание угольных щеток.
В этом случае щетки 5 (рис. 3, в) застревают в щеткодержателе и не касаются коллектора. Для определения этой неисправности осторожно нажимают отверткой с изолированной ручкой на угольные щетки там, где они прижимаются пружинами. Бритва при этом должна быть включена в сеть. Если бритва начнет работать, отключают бритву от сети, извлекают угольные щетки из щеткодержателей и прокаливают их на стержне горячего паяльника. При этом если на щетки попало масло, оно начнет выгорать и появится дым. После того как дым прекратится, щетки снимают с паяльника и дают им остыть.
Затем берут мелкую наждачную бумагу или личной напильник и подгоняют размер щетки так, чтобы она свободно входила в щеткодержатель. Одновременно протирают поверхность коллектора на якоре электродвигателя ватным тампоном на спичке, смоченным спиртом или одеколоном.
Разборка электродвигателя
Снятый электродвигатель следует разбирать так. Снимают с бритвы зубчатые колеса, кулису и поролоновую прокладку. Отгибают или отпаивают металлический экран от лепестка. Отворачивают винт крепления шестерни привода ножей для бритья.
Придерживая пальцем вращающийся якорь, оттягивают и отводят в сторону пружины угольных щеток и вынимают угольные щетки из щеткодержателей 9 (рис. 3, г). Отпаивают провода, идущие от статорных катушек 7 к щеткодержателю, и три провода от выключателя. Снимают выключатель и хлорвиниловые трубки с проводов. Отпаивают от лепестков щеткодержателя и статора два конденсатора 6. Снимают с платы 10 держатель подшипника, резиновую прокладку и сальник.
На статоре отворачивают четыре винта 11 (два с гайками и два без них) снимают шайбы и плату 10. Вынимают якорь и снижают катушки со статора.
Убедившись, что статорные катушки имеют обрыв или намотанный на них провод сгорел или обуглился, удаляют провод с каркасов катушек и наматывают на катушки новый провод.
При этом каркас катушки должен быть снят со статора. Следует помнить, что катушка статора состоит из двух секций и имеет левостороннюю намотку.
После намотки I секцию оборачивают лакотканью или хлорвиниловой изоляционной лентой. Затем наматывают II секцию. Так как провод очень тонкий, наматывать его следует осторожно, не допуская обрывов. В заключение оборачивают катушку кабельной бумагой и заклеивают клеем БФ.
Выводные провода обмоток (например, марки МГВ-0,2) следует паять припоем ПОС-61. Чтобы убедиться в отсутствии обрыва, проверяют омметром сопротивление обмоток.
Вышедший из строя якорь электродвигателя перематывают или заменяют новым. После замены неисправных деталей или ремонта собирают электродвигатель. Вводят по одной-две капли часового масла, масла МП-704 или МВП в сальники 8 (рис. 3, г, д) электродвигателя. Делать это следует осторожно, чтобы масло не попало на угольные щетки. Собирают бритву, а затем испытывают ее действие.
Рис. 4 Смазка электробритв: а - типа «Харьков», б - типа «Агидель»
Удачи в ремонте!
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2007