Ремонт отечественных морозильников
10 июля 2006 г.Автор: http://www.elremont.ru
Морозильники «Минск-17» МШ-160, «Минск-18» МШ-220 |
1. Устройство морозильника.
Морозильник представляет собой металлический шкаф прямоугольной формы, покрытый белой эмалью. Морозильник «Минск-17» укомплектован четырьмя корзинами и четырьмя опорами в сборе, «Минск-18» — двумя корзинами 1 (рис. 1.), четырьмя опорами в сборе 2, решеткой 4, баком 8, тремя формами для льда 9, скребком 13 для удаления инея, задним упором 14, двумя декоративными элементами 15 и восемью винтами 16 для их крепления.
Рис. 1. Морозильник «Минск-18»:
1 — корзина; | 9 — форма для льда; |
2 — опора в сборе; | 10 — блок управления и наблюдения; |
3 — ограничитель двери; | 11 — табличка; |
4 — решетка; | 12 — пиктограмма; |
5 — щиток; | 13— скребок: |
6 — карман; | 14 —задний упор; |
7 — полка: | 15 — декоративный элемент: |
8—бак; | 16 — винт |
Морозильная камера алюминиевая или из пластика АБС. Теплоизоляция шкафа и двери из пенополиуретана. Магнитный уплотнитель, установленный по периметру двери, обеспечивает ее плотное прилегание к шкафу.
С целью предотвращения примерзания двери и конденсации паров в морозильнике «Минск-17» установлен обогреватель 6 (рис. 2) дверного проема. В качестве обогревателя использована трубка, являющаяся продолжением конденсатора 4. Она проложена по периметру дверного проема и залита пенополиуретаном.
Рис. 2. Холодильный агрегат морозильника «Минск-17»:
1 — осушительный патрон; | 5 — четырехступенчатый листотрубчатый испаритель; |
2 — мотор-компрессор; | 6 — трубопровод; |
3 — устройство для охлаждения масла; | 7 — осушительный патрон; |
4 — конденсатор; | 8 — капиллярная и всасывающая трубки в сборе |
В морозильнике установлен компрессионный холодильный агрегат с кулисным компрессором 2 типа ФГ-0,125 (в морозильнике «Минск-18» — ХКВ8-1 ЛММ). Хладагентом в морозильнике является хладон-11 или хладон-12. Четырехступенчатый листотрубчатый испаритель 5 расположен по всему объему морозильной камеры.
Каждая секция испарителя состоит из изогнутых алюминиевых трубок, прикрепленных скобами к металлическому листу. Для защиты от коррозии испаритель оксидирован и покрыт лаком. При установке холодильного агрегата испаритель вводится в камеру с лицевой стороны шкафа. Конденсатор 4 холодильного агрегата проволочно-трубный. Холодильный агрегат морозильника имеет цеолитовый осушительный патрон 1 со специальным патрубком, позволяющим производить двустороннее вакуумирование при его заполнении хладагентом.
В агрегате устанавливают один патрубок на кожухе мотор-компрессора, через который производят вакуумирование и заполнение холодильного агрегата.
Во избежание попадания жидкого хладагента в картер компрессора в систему холодильного агрегата морозильника введен еще один узел — докипатель 7, изготовленный в виде трубки диаметром 30 мм, в котором происходит докипание хладона, не успевшего испариться в испарителе. Полное докипание хладона в испарителе до его поступления в компрессор обеспечивает наивысший КПД холодильного агрегата. Докипатель установлен между испарителем и всасывающим патрубком компрессора. Капиллярная и всасывающая трубки 8 для улучшения теплообмена своими поверхностями спаяны вместе или капиллярная трубка введена внутрь всасывающей.
Режим работы морозильника рассчитан на непрерывную работу мотор-компрессора при замораживании. При этом происходит перегрев его узлов и, в частности, обмоток статора электродвигателя, который может повлечь за собой разрушение изоляции проводов. Чтобы избежать этого, для дополнительного охлаждения масла в кожухе мотор-компрессора предусмотрено специальное устройство 3. Оно состоит из трубопроводов 3 и 6 (рис. 3), патрубка 1 и цеолитового патрона 2. Зона 4 испарения хладона находится в среде масла 5 в кожухе мотор-компрессора. Охлаждающее устройство после вакуумирования заполняют хладоном.
Рис. 3. Схема герметического охлаждающего устройства:
1 — технологический патрубок: | 4 — зона испарения; |
2 — осушительный патрон; | 5 — масло в кожухе мотор-компрессора; |
3 — трубопровод с жидким хладоном; | 6 — трубопровод с газообразным хладоном |
Талая вода в морозильнике «Минск-17» удаляется вручную с помощью мягкой ткани. В морозильнике «Минск-18» на дне шкафа имеется отверстие для слива талой воды.
Переключатель режима работы морозильника 31 (рис. 4) имеет два положения: «Замораживание» и «Хранение». Сигнальные лампы, показывающие режим работы морозильника, установлены на передней панели шкафа. Включение лампы соответствующего цвета (зеленого, красного или синего) указывает, в каком режиме работает морозильник: зеленая лампа горит постоянно, свидетельствуя о том, что морозильник включен в электросеть, синяя (или оранжевая) загорается при переключении морозильника на режим «Замораживание», красная (аварийная) загорается автоматически при температуре в морозильной камере минус 15 °С и выше.
Рис. 4. Электрическая схема морозильника «Минск-17»:
М — электродвигатель ЭДП-24: | R1, R2, RЗ — резисторы; |
К — пускозащитнов реле РПЗП-24: | S1 — выключатель; |
СБ — сигнальный блок; | S2 — переключатель режима работы морозильника |
Н1, Н2, НЗ — сигнальные пампы: |
В морозильнике «Минск-18» в кармане 6 на щитке 5 имеется табличка 11 (см. рис. 1.) для записей сроков хранения продуктов. Там же нанесена пиктограмма 12, информирующая потребителя о сроках хранения продуктов, изображенных на рисунках.
Производительность морозильника «Минск-17» в режиме «Замораживание» — 5 кг/сут, «Минск-18» — 10 кг. Для обеспечения качественной заморозки максимальная масса первой партии продуктов не должна превышать соответственно 26 и 30 кг. Через 24 ч после последней загрузки продуктами морозильник следует переключить на режим «Хранение».
Ремонт морозильника «Минск-17»
Замена терморегулятора.
Ослабить винты крепления сильфонной трубки терморегулятора к испарителю и вывести трубку. Снять пластинчатые зажимы с клемм терморегулятора. Отвинтить два винта крепления терморегулятора и снять его. Установить новый терморегулятор.
Регулировка двери.
Ослабить болты верхней и нижней петель, отрегулировать плотное прилегание двери, затянуть болты крепления верхней и нижней петель. Дверь должна поворачиваться на осях легко, без заеданий.
Замена холодильного агрегата.
В морозильнике применен холодильный агрегат неразъемной конструкции со шкафом морозильника. Перед его снятием необходимо выпустить хладон из системы агрегата через зарядный патрубок на мотор-компрессоре. Отсоединить провода от кожуха мотор-компрессора. Снять терморегулятор. Отпаять всасывающую трубку от компрессора и капиллярную трубку от цеолитозого патрона. Отпаять трубку обогревателя дверного проема от конденсатора. Отвернуть восемь винтов крепления передних кронштейнов испарителя. Отвинтить винты крепления конденсатора и компрессора. Снять втулку на задней стенке морозильника. Выпрямить всасывающую трубку и вытянуть испаритель со всасывающей трубкой из холодильной камеры. Для выполнения восстановительного ремонта холодильного агрегата он должен быть' демонтирован.
Ремонт холодильных агрегатов производится в следующем порядке: определение неисправностей, разрезание и отпаивание дефектных узлов, замена узлов на исправные, пайка, вакуумирование, заправка и контроль, покраска узлов и деталей.
Неисправности холодильного агрегата до демонтажа определяют в следующем порядке:
- проверка мегаомметром отсутствия замыкания электроцепи на корпус;
- проверка наличия хладона по качеству обмерзания испарителя;
- контроль работы агрегата по тепловому состоянию отдельных частей: конденсатора с охлаждающим устройством, осушительного патрона, кожуха мотор-компрессора, трубопроводов;
- проверка уровня громкости звука шумомером;
- при отсутствии хладона проверка места его утечки в ванне.
После замены неисправных узлов холодильного агрегата производят его вакуумирование, заполнение хладоном и маслом.
Статья подготовлена по материалам книги издательства СОЛОН-Пресс Серии Ремонт №35 «Ремонт холодильников» Д. А. Лепаев, В. В. Коляда 2005
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2006