Есть терпенье, будет и уменье

  • Elremont
  • Крупная техника
  • Мелкая техника
  • Электрика
  • Часы
  • Разное

Вы находитесь: Elremont.ru / Холодильники/Отечественные холодильники


В разделе вы найдете ответы на то как ремонтировать: электрочайники, утюги, кофеварки, электробритвы, фены, блендеры, миксеры, соковыжималки, вентиляторы и увлажнители


Электрику и новичку от ремонта домашней электрики до изготовления сварочных аппаратов. Советы, инструкции и схемы


Ремонт механических и электронных часов


Ремонт: зонтов, вентиляторов, вытяжки, измельчителя пищевых отходов, электронагревателей с открытой спиралью, комнатных электрообогревателей, водоумягчителя, воздухоосушителя, увлажнителя воздуха, CD проигрывателей, электродрели, электролобзика, газонокосилки, кустореза, электрокосы...


Электрическое оборудование отечественных холодильников

23 апреля 2006 г.
Автор:
http://www.elremont.ru

Оглавление.

1. Электродвигатели

2. Проходные герметичные контакты

3. Осветительная аппаратура

4. Вентиляторы

5. Приборы автоматики

Пускозащитные реле

К электрическому оборудованию бытовых холодильников относятся следующие приборы:

  • электрические нагреватели: для обогрева генератора в абсорбционных холодильных агрегатах; для предохранения дверного проема низкотемпературной (морозильной) камеры от выпадения конденсата (запотевания) на стенках; для обогрева испарителя при полуавтоматическом и автоматическом удалении снежного покрова;
  • электродвигатель компрессора (это относится к компрессионным холодильникам);
  • проходные герметичные контакты для соединения обмоток электродвигателя с внешней электропроводкой холодильника через стенку кожуха мотор-компрессора;
  • осветительная аппаратура, предназначенная для освещения холодильной камеры;
  • вентиляторы: для обдува конденсатора холодильного агрегата воздухом (при использовании в холодильниках конденсаторов с принудительным охлаждением) и для принудительной циркуляции воздуха в камерах холодильников.

К приборам автоматики бытовых холодильников относятся:

  • датчики-реле температуры (терморегуляторы) для поддержания заданной температуры в холодильной или низкотемпературной камере бытовых холодильников;
  • пусковое реле для автоматического включения пусковой обмотки электродвигателя при запуске;
  • защитное реле для предохранения обмоток электродвигателя от токов перегрузки;
  • приборы автоматики для удаления снежного покрова со стенок испарителя.

1. Электродвигатели

Для привода герметичных компрессоров и работы в среде хладагента и масла применяются однофазные асинхронные встраиваемые электродвигатели с короткозамкнутым ротором, без подшипниковых щитов и вала. Они выпускаются на номинальное напряжение 127 или 220 В (допустимое отклонение напряжения от -15 до +10%) мощностью 60, 90, 120 Вт. Частота вращения 1500 и 3000 об/мин.

Электродвигатели предназначены для работы в среде хладагента — хладона (фреона)-12 или хладона (фреона)-22 — и рефрижераторного масла. В бытовых холодильниках применяются следующие электродвигатели: ЭД, ЭД-21, ЭД-23, ЭДП-24, ЭДП-125, ДМХ-2-120, ДХМ-5 и др., а также электродвигатели, работающие в среде озонобезопасного хладагента.

Для пуска электродвигателей и защиты их в аварийных режимах предусматривается применение пускозащитной аппаратуры.

Направление вращения ротора однофазного асинхронного электродвигателя, если смотреть со стороны выводных концов статора, левое. Электродвигатель холодильника в нормальных условиях работает циклично, т.е. через определенные промежутки времени включается и выключается. Отношение части цикла, в продолжение которой электродвигатель работает, к общей продолжительности цикла называют коэффициентом рабочего времени. Чем он больше (при постоянной температуре в помещении), тем ниже температура в холодильной камере и тем больше будет среднечасовой расход электроэнергии. Определенную цикличность в работе холодильника (коэффициент рабочего времени) обеспечивает датчик-реле температуры — прибор, с помощьюкоторого регулируется температура в шкафу холодильника.

Работает электродвигатель следующим образом. На статоре расположены две обмотки — рабочая и пусковая. Переменный ток, протекая по рабочей обмотке, создает переменное магнитное поле, наводящее токи в короткозамкнутом роторе двигателя. Электромагнитная сила, возникающая в результате взаимодействия магнитного поля с токами ротора, взаимно уравновешивается, благодаря чему ротор не двигается. Для образования вращающего магнитного поля применяют дополнительную пусковую обмотку. При включении обеих обмоток образуется вращающееся магнитное поле, которое увлекает за собой ротор. Когда частота вращения ротора достигает 75-80% скорости вращающегося магнитного поля в рабочей обмотке, пусковая обмотка отключается. Для отключения обмотки используется пусковое реле.

Статор электродвигателя состоит из пакета, собранного из отдельных стальных пластин, а также рабочей и пусковой обмоток, расположенных секциями в пазах пакета. Ротор электродвигателя состоит из сердечника, собранного из отдельных стальных пластин, пазы которого залиты алюминиевым сплавом, образующим с обеих сторон проводники, накоротко замкнутые кольцами.

2. Проходные герметичные контакты

Электродвигатель мотор-компрессора холодильного агрегата питается через проходные герметичные контакты, установленные в крышке кожуха мотор-компрессора.

Контакты представляют собой три токопроводящих стержня 2 (рис. 1), залитых специальным стеклом 3 в общий стальной корпус 1, приваренный к крышке кожуха. Стекло хорошо сцепляется с металлом и обеспечивает герметичность кожуха. Кроме того, стекло — хороший электроизолятор.

Расположение контактов бывает различным. Выходные концы обмоток электродвигателя присоединены к контактам внутри кожуха мотор-компрессора. Проходные контакты при изготовлении испытывают на электрическую прочность напряжением 1000 В, а также на прочность и плотность в воде давлением воздуха 1470 МПа в броневанне. Там же проверяют прочность кожуха мотор-компрессора после приварки крышек.

Проходные контакты

Рис. 1. Проходные контакты:

1 — корпус; 2 —токопроводящие стержни; 3 — стекло

С внешней стороны кожуха на проходные контакты для соединения с электропроводкой агрегата надевают специальные съемные зажимы или колодки.

3. Осветительная аппаратура

Осветительная аппаратура холодильника состоит из электрического патрона с лампой накаливания и выключателя.

Проводка с аппаратурой включена в электрическую цепь холодильника параллельно проводке, питающей электродвигатель компрессора (или нагреватель генератора в абсорбционном холодильнике), и действует независимо от работы электродвигателя или генератора.

В бытовых холодильниках применяются электропатроны специальной конструкции, которые при возможном увлажнении предотвращают замыкание цепи.

Электролампы применяют мощностью 15-25 Вт (в зависимости от объема камеры) с латунным или алюминиевым цоколем типа Р-14 или Р-27. Во многих холодильниках электролампа закрыта плафоном или ограждена защитным устройством, предохраняющим ее от повреждений.

Лампа включается автоматически при открывании двери холодильника и выключается при закрывании.

Выключатель электролампы обычно расположен в простенке между корпусом шкафа и камерой и закреплен на облицовочной накладке. Кнопка выключателя выступает наружу и при закрытой двери шкафа упирается во внутреннюю панель. Контакты выключателя нормально замкнуты.

4. Вентиляторы

Во многих зарубежных холодильниках большого объема, двухкамерных холодильниках, морозильниках установлены вентиляторы, предназначенные для принудительного охлаждения конденсатора. Вентилятор работает одновременно с мотор-компрессором, автоматически включаясь и выключаясь при помощи терморегулятора. Мощность вентилятора 10-15 Вт.

Во многих холодильниках (особенно в морозильниках и двухкамерных холодильниках) также применяют вентиляторы для принудительной циркуляции воздуха в камерах. В одних случаях вентилятор устанавливают в двухкамерных холодильниках возле испарителя в низкотемпературной камере и он через воздушные каналы, соединяющие обе камеры, подает холодный воздух в холодильную камеру. В других случаях вентиляторы (один или два) устанавливают в воздушных каналах. Вентиляторы автоматически выключаются и включаются при открывании и закрывании двери камеры (независимо от работы мотор-компрессора) при помощи кнопочных выключателей, действующих аналогично выключателям освещения камеры. В противоположность дверному выключателю выключатель вентилятора имеет контакты, разомкнутые в свободном состоянии, поэтому при открывании двери вентилятор выключается, а при закрывании включается.

Вентилятор герметичен, бесшумен и надежен в работе.

5. Приборы автоматики

Манометрические датчики-реле температуры (терморегуляторы). Предназначены для поддержания заданной температуры в холодильной или низкотемпературной камере бытового холодильника. Применяются датчики-реле различных типов и модификаций: АРТ-2, АРТ-24, Т-110, Т-11, Т-130, Т-132, Т-144, Т-145 и др.

Унифицированный ряд приборов типа АРТ дан в таблице 1.

Таблица 1. Температурные параметры прибора типа АРТ, °С
Прибор Холодный режим Средний режим Теплый режим
Размыкание контактов Замыкание контактов Размыкание контактов Замыкание контактов Размыкание контактов Замыкание контактов
АРТ-2-1 Не выше -16 - -13,5...-11 -6,5...-4 -9,5 0
АРТ-2-2 -14,5...-12 -6,5...-4 - - -7,5 2,5
АРТ-2-3 -16...-13,5 -8...-5,5 - - -8,5 1
АРТ-2-4 -17,5...-15 -9,5...-7 - - -10 0,5
АРТ-2-5 -18,5...-16 -10,5...-8 - - -11,5 0,5
АРТ-2А-1 -11...-13,5 -7,5...-10 - - - 1
АРТ-2А-2 -9...-11,5 -5,5...-9 - - - 1

Датчики-реле температуры АРТ-2 имеют большое распространение. Их выпускают пяти модификаций. Они предназначены для компрессионных бытовых холодильников.

Приборы АРТ-2А предназначены для абсорбционных бытовых холодильников. Их выпускают двух модификаций. Масса прибора 0,25 кг. Длина соединительного капилляра в, приборе АРТ-2 равна 0,6 м, в приборе АРТ-2А — 1 м. Длина капилляра, контактируемого с испарителем, должна быть не менее 60 мм от места холодного спая.

Схема работы датчика-реле температуры АРТ-2

Рис. 2. Схема работы датчика-реле температуры АРТ-2:

1 — шток 2 — перекидная пружина 3  — контакт
4 — пружина 5 — дно сильфона 6 — капиллярная трубка
7 — сипьфон 8 — рычаг 9 — контакт
10 — пружина 11 — винт 12 — тяга
13 — рычаг 14 — винт  

При повышении температуры в капиллярной трубке 6 (рис. 2), прижатой к стенке испарителя, давление хладона-12, находящегося в трубке сильфона, увеличивается и сильфон 7 растягивается. Дно 5 сильфона 7 сжимает пружину 4, а выступ на дне поворачивает рычаг 8 вместе с тягой 12. Тяга 12, нажимая на винт 14, будет поворачивать рычаг 13 вокруг оси 02 против часовой стрелки. Сила Р, возникающая под действием перекидной пружины 2, имеет одну из составляющих Р', которая в положении А направлена вверх. При переходе точки О`З, в положение 03 эта составляющая будет равна 0, а при дальнейшем движении рычага 13 составляющая Р' изменит направление на обратное и контакты 3 резко опустятся и замкнут электрическую цепь (положение Б).

При понижении температуры в капиллярной трубке взаимодействие частей прибора происходит в обратном порядке под действием сильфона 7 и пружины 10. Температура включения и отключения регулируется натяжением пружины с помощью штока 1, винта 11 и гайки.

Аналогично датчику-реле АРТ-2 имеются приборы типа Т-110 четырех модификаций на номинальное напряжение 220 В и номинальный ток 6 А. Унифицированный ряд бесшкальных приборов состоит из трех типов и восьми модификаций (табл. 2).

Таблица 2. Температурный режим бесшкальных приборов, °С
Условное обозначение и модификация приборов Верхняя уставка (наименьший холод) Средняя уставка Нижняя уставка (наибольший холод) Температура контактов сигнализации на верхней уставке
Замыкание контактов Размыкание контактов Замыкание контактов Размыкание контактов Замыкание контактов Размыкание контактов
Т110-1 Не выше 0 - -6±1,3 -14±1,3 - Не выше -18 -
Т110-2 Не выше 0 - -4±1,3 -11±1,3 - Не выше -15 -
Т110-3 Не выше -3 - -11±1,3 -20±1,3 - Не выше -24,5 -
Т110-4 Не выше -1   +5±1,3 +1±1,3   Не выше -4 -
Т110-5 +1,5-4 - - - - Не выше -12  
Т130 +4±1,3 +10±1,5 - - +4±1,3 Не выше -15  
Т144-1 -19±1,3 -24±1,3 - - - Не выше -28 -15±2
Т144-2 -19±1,3 -24±1,3 - - - - -15±2
Т111-1 Не выше 0 - -7±1,3 -14±1,3 - Не выше -18 -
Т111-2 Не выше 0 - -4±1,3 -11±1,3 - Не выше -15 -
Т111-3 Не выше -3 - -11±1,3 -20±1,3 - Не выше -24,5 -
Т111-5 +2,7±1,3 +1,3±1,5 - - - Не выше -12 -
132-1 +3,5±1,3 -10±2 - - +3,5±1,3 -22,5±2 -
132-1В +3,5±1,3 -10±2 - - +3,5±1,3 -22,5±2 -
132-2 +5±1,5 -11±2 - - +5±1,5 -21±1,5 -
145Н - -20±2 - - -20±1,5 -27±1,5 -16±1,5
145В

К первому типу, имеющему пять модификаций, относятся датчики-реле температуры Т-110, предназначенные для бытовых холодильников обычного исполнения.

Датчики-реле температуры Т-130 второго типа устанавливают в двухкамерных бытовых холодильниках. Отличительной особенностью этого прибора является замыкание контактов на обеих установках при температуре 4±1,3 °С.

Температура размыкания контактов зависит от зоны нечувствительности, определяемой потребителем (прибор с регулируемой зоной нечувствительности).

С помощью прибора Т-130 можно в каждом цикле работы компрессора (без дополнительных приборов управления оттаиванием) автоматически оттаивать иней с поверхности испарителя, установленного в отделении для хранения охлажденных пищевых продуктов. В настоящее время взамен прибора Т-130 выпускается прибор 132-1 В.

Датчики-реле температуры Т-144 третьего типа используют для управления температурным режимом и сигнализации аварийного режима бытовых низкотемпературных холодильников (морозильников). Существенное отличие этого прибора заключается в наличии дополнительной контактной группы, которая обеспечивает сигнализацию аварийного режима при повышении температуры контролируемой среды выше допустимого значения. В настоящее время вместо прибора Т-144 выпускаются приборы Т-145. В электрической сети приборы подключаются с помощью штепсельных гнезд. Коммутируемая мощность контактного устройства приборов этого ряда 500 ВА. Масса прибора не более 0,1 кг.

Датчик-реле температуры Т-110 (ТРХ)

Наиболее распространенным является датчик-реле температуры Т-110 (ТРХ).

 Прибор смонтирован в пластмассовом корпусе 6 (рис. 3) и состоит из следующих основных частей: термочувствительной системы, узла настройки температуры замыкания контактов, механизма переключения контактов и колодки с контактной группой, выводными клеммами и винтом настройки дифференциала. Дифференциалом терморегулятора называют разность между температурой размыкания и замыкания контактов (при определенном натяжении основной пружины). Чем меньше дифференциал прибора, тем в более узких пределах будет поддерживаться заданная температура. В терморегуляторах бытовых холодильников этот узел используют только для заводской регулировки прибора. Во многих конструкциях терморегуляторов он отсутствует. Дифференциал изменяют при помощи винта, который, являясь ограничителем для перемещения силового рычага, приближает или удаляет момент перебрасывания перекидной пружиной рычага с подвижным контактом.

Датчик-реле температуры Т-110

Рис. 3. Датчик-реле температуры Т-110:

1 — термосистема 2 — пружина 3— ползун
4 — гайка 5 — регулировочные винт б— корпус
7 — колодка 8 — регулировочные винт 9— перебрасывающая пружина
10 — контровочная пружина 11 — рычаг 12— рычаг
13 — ось    

Упругим элементом термочувствительной системы является сильфон. Узел настройки температуры включения контактов состоит из пружины 2, ползуна 3, гайки 4, регулировочного винта 5 и контровочной пружины 10.

Зону нечувствительности настраивают регулировочным винтом 8, установленным в колодке 7. Механизм переключения контактов состоит из рычага 12, оси 13, рычага 11 и перебрасывающейся пружины 9.

Прибор работает следующим образом. Сильфон термочувствительной системы 1 воздействует на двуплечий рычаг, шарнирно закрепленный на оси 13. В режиме термостатирования рычаг, вращаясь под действием усилий термосистемы и пружины 2, через пружину 9 и рычаг 12 замыкает или размыкает контакты.

При повышении температуры контролируемой среды контакты замыкаются, при понижении температуры на величину зоны нечувствительности — размыкаются.

При наиболее холодном режиме ручка прибора повернута по часовой стрелке до упора, при среднем на 125°, а при наиболее теплом на 250° против часовой стрелки. Средний режим и режим "Тепло" устанавливают по рискам на корпусе прибора. При повороте ручки против часовой стрелки до упора на 320° от наиболее холодного режима происходит принудительное размыкание контактов.

Прибор можно устанавливать как в камере холодильника, так и снаружи в местах, исключающих попадание воды внутрь прибора при эксплуатации. Длина контакта капиллярной трубки со стенкой испарителя должна быть не менее 120 мм.

Датчик-реле температуры Т-130 предназначен для поддержания заданной температуры испарителя холодильной камеры двухкамерного холодильника путем замыкания и размыкания электрической цепи холодильного агрегата. Конструкция прибора аналогична датчику-реле температуры Т-110.

Датчик-реле температуры Т-144 предназначен для управления заданной температурой испарителя бытового морозильника и сигнализации при повышении температуры испарителя выше допустимого значения. Существуют две модификации этого прибора: Т-144-2 — бесшкальный; Т-144-2 —бесшкальный с фиксированным режимом.

Прибор имеет две пары электрических контактов: контакты управления для коммутации электрической цепи холодильного агрегата и контакты сигнализации для коммутации электрической цепи средств сигнализации.

Режим наибольшего холода соответствует такому положению кулачка прибора, когда он повернут по часовой стрелке до упора. Режим наименьшего холода соответствует положению кулачка, когда он повернут на 250° против часовой стрелки. При повороте кулачка против часовой стрелки до упора на 320° от режима наибольшего холода происходит принудительное размыкание контактов управления. Прибор модификации Т-144-2 кулачка не имеет.

Датчик-реле температуры Т-144 состоит из следующих основных частей (рис. 4):
термочувствительной системы 1, корпуса 7, кожуха 8, узла настройки температуры замыкания и размыкания контактов, механизма переключения контактов и колодки 9 с двумя группами контактов управления'14 и 10, выводными зажимами и регулировочным винтом 11 настройки дифференциала. Упругим элементом термочувствительной системы является сильфон.

Датчик-реле температуры Т-144

Рис. 4. Датчик-реле температуры Т-144:

1 — термочувствительная система 2 — пружина 3 — ползун
4 — гайка 5 — контровочная пружина 6 — регулировочный винт
7 — корпус 8 — кожух 9 — колодка
10 — контактные группы сигнализации 11 — регулировочный винт 12 — колодка
13 — перебрасывающаяся пружина 14 — контактные группы сигнализации 15 — двуплечий рычаг
16 — рычаг 17 — ось  

Узел настройки температуры включения контактов состоит из пружины 2, ползуна 3, гайки 4, регулировочного винта 6 и контровочной пружины 5. Зону нечувствительности настраивают регулировочным винтом 11, установленным в колодке 9. Механизм переключения контактов состоит из рычага 16, оси 17, рычага 15, перебрасывающейся пружины 13.

Прибор работает следующим образом. Термочувствительная система 1 воздействует на двуплечий рычаг 15, шарнирно закрепленный на оси 17. В режиме термостатирования рычаг, вращаясь под действием усилий термочувствительной системы 1 и пружины 2, через пружину 13 и рычаг 16 замыкает и размыкает контакты управления и контакты сигнализации.

При повышении температуры контролируемой среды выше заданной контакты управления и сигнализации замыкаются. При понижении температуры контролируемой среды на величину зоны нечувствительности происходит размыкание контактов управления.

Прибор полуавтоматического управления оттаиванием ТО-11

Предназначен для бытовых компрессионных холодильников. Основные температурные параметры прибора следующие: срабатывание прибора на включение режима оттаивания — контакты 1-3 (рис. 5) размыкаются, 2-3 замыкаются — принудительное (кнопкой) при температуре термочувствительной части рмосистемы не выше минус 3 °С; срабатывание прибора на отключение режима оттаивания — контакты 1-3 замыкаются, 2-3 размыкаются — автоматическоепри температуре термочувствительной части термосистемы от 4 до 8 °С.

Схема включения прибора ТО-11

Рис. 5. Схема включения прибора ТО-11

Сопротивление изоляции электрических цепей прибора относительно корпуса и между собой должно быть не менее 40 МОм.

Прибор полуавтоматического управления оттаивания ТО-11

Рис. 6. Прибор полуавтоматического управления оттаивания ТО-11:

1 — термочувствительная система 2— винт 3 — колодка
4 — винт настройки 5 — пружина настройки точки срабатывания 6 — кнопка
7 — гайка 8  — кожух 9 — двуплечий рычаг
10 — рычаг 11 — опрокидывающаяся пружина 12 — ось
13 — корпус 14 — рычаг резкого размыкания контактов  

Прибор работает следующим образом. При нажатии на кнопку 6 (рис. 6) рычаг 10 с помощью пружины 11 приводит в действие рычаг 14 и происходит резкое размыкание контактов 1-3 (см. рис. 5) и замыкание контактов 2-3, которые замыкают электрическую цепь подогрева испарителя. Включение режима оттаивания происходит при температуре конца капиллярной трубки термочувствительного элемента не выше минус 3 °С.

По мере удаления снеговой "шубы" с поверхности испарителя, а следовательно, и повышения температуры до 4-8 °С давление внутри термочувствительной системы 1 (см. рис. 6) возрастает, рычаг 9 поворачивается против часовой стрелки, преодолевая усилие пружины 5 до тех пор, пока не произойдет резкого замыкания контактов 1-3 (см. рис. 5) и размыкания контактов 2-3.

Выпускается прибор управления процессом оттаивания испарителя бытового холодильника. Прибор работает при температуре окружающего воздуха от 10 до 35 °С и относительной влажности 80%. В комплект входят: прибор полуавтоматического управления процессом оттаивания ТО-II (датчик) и клапан оттаивания КО-1 (исполнительный прибор). Датчик ТО-II может применяться также для управления работой электрических нагревателей испарителя.

Техническая характеристика клапана КО-1
Потребляемая мощность, Вт, не более 15
Средний ресурс, количество переключений, не менее 6000
Средний срок службы, число лет 15
Вероятность безотказной работы за 2000 ч 0,99
Масса, кг, не более 0,08

Процесс оттаивания начинается после нажатия на кнопку датчика и заканчивается автоматически после того, как поверхность испарителя в месте крепления термочувствительного элемента датчика достигнет температуры 4 °С (допустимая погрешность +2 °С). Сигнал на начало срабатывания поступает от датчика на клапан оттаивания или на нагревательные элементы.

Схемы устройства оттаивания испарителя

Рис. 7. Схемы устройства оттаивания испарителя:

а — горячими парами хладагента КМ  — компрессор КД — конденсатор
б — электронагревателем И — испаритель Н — нагреватель
Т-110 — терморегулятор ТО-11 — прибор управления процессом оттаивания КО-1 — клапан оттаивания

В первом случае (рис. 7, а) оттаивание осуществляется горячими парами хладагента при включенном компрессоре. Клапан закрывает линию компрессор — конденсатор — испаритель и открывает линию компрессор — испаритель.

Во втором случае (рис. 7, 6) оттаивание происходит путем электрообогрева испарителя при включенном компрессоре.

В электрическую цепь холодильника приборы подключаются с помощью пластинчатых зажимов.

Прибор автоматического управления оттаиванием ТО-41

Прибор предназначен для автоматического управления оттаиванием испарителя бытового электрохолодильника.

Основные температурные параметры прибора следующие:

  • срабатывание прибора на включение режима "Оттаивание" — контакты 1-3 (рис.8) размыкаются, а 2-3 замыкаются — автоматическое при температуре термочувствительной части термосистемы не выше минус 3 °С;
  • срабатывание прибора на отключение режима "Оттаивание" — контакты 1-3 замыкаются, 2-3 размыкаются — автоматическое при температуре термочувствительной части термосистемы от 4 до 8 °С.

Схема включения прибора ТО-41

Рис. 8. Схема включения прибора ТО-41

Сопротивление изоляции электрических цепей прибора относительно корпуса и между собой должно быть не менее 40 МОм. Упругим элементом термочувствительной системы является сильфон.

Прибор автоматического управления оттаиванием ТО-41

Рис. 9. Прибор автоматического управления оттаиванием ТО-41

1 — термочувствительная система 2, 5, 7 — рычаги 3, 9, 11, 15 — пружины
4 — ось 6 — упор 8, 15 — колодки
10  — рессора 12 — шток 13 — храповое колесо
14,17 — винты 18 — кожух  

Прибор работает следующим образом. Шток 12 (рис. 9) при нажатии воздействует на пружину 11, которая поворачивает храповое колесо 13 по часовой стрелке. Рессора 10, состоящая из трех плоских пружин, подходит к упору, и по мере поворота храпового колеса 13 в ней накапливается энергия, а затем, резко перебрасывая рычаг 5, рессора проходит за выступ. В это же время посредством пружины 3 рычаг резко размыкает контакты 3-1 (см. рис. 8) и замыкает контакты 3-2. Начинается оттаивание испарителя. Контакты 3-2 замыкают цепь активного подогрева испарителя.

Переключение осуществляется, если температура конца капилляра, закрепленного на испарителе, не выше минус 3 °С.

По мере удаления снеговой "шубы" с поверхности испарителя его температура повышается до 4-8 °С, давление внутри термочувствительной системы 1 (см. рис. 9) возрастает, рычаг 7 поворачивается против часовой стрелки до тех пор, пока конец рычага, на котором закреплен конец пружины 3, не перейдет силовую нейтраль. Рычаг 5 резко повернется по часовой стрелке до упора, а рычаг 2 повернется против часовой стрелки, разомкнет контакты 3-2 (см. рис. 8) и замкнет контакты 3-1. При этом электрическая цепь подогрева испарителя разомкнется и замкнется электрическая цепь двигателя компрессора. Температуру размыкания контактов 3-2 (конец цикла оттаивания) регулируют натяжением противодействующей пружины 9 (см. рис. 9) посредством винта 17.

При нажатии на шток посредством рычага контакты 4-5 (см. рис. 8) электрической цепи лампы внутреннего освещения холодильной камеры размыкаются. Для возвращения штока в исходное положение имеется пружина.

Устройство для испарения талой воды. Бытовые холодильники с одним испарителем, работающим на низкотемпературное отделение и холодильную камеру, очень распространены. В них на поверхность испарителя, открытую для доступа влаги от хранимых продуктов, интенсивно намораживается иней. Слой инея толщиной более 5 мм препятствует теплообмену, ухудшая температурно-энергетические показатели и условия эксплуатации холодильника.

Отсутствие инееобразования или периодическое оттаивание испарителя и удаление талой воды является одним из показателей комфортности бытового холодильника. Имеется два направления усовершенствования оттаивания испарителей в бытовых холодильниках с одним испарителем. Во-первых, создаются устройства активного нагрева испарителя, включаемые через реле времени полуавтоматически или автоматически. Во-вторых, создание более совершенных конструкций холодильников, в которых испаритель морозильного отделения огражден от попадания влаги, а испаритель холодильной камеры освобождается от выпадающей влаги в течение каждого цикла работы холодильника. Во всех вариантах конструкции холодильников воду, собираемую от испарителя, необходимо удалять (например, методом испарения).

Существует несколько устройств с использованием нагретых частей холодильного агрегата. Так, в холодильнике "Ярна-3" под испарителем размещен поддон с отверстием для стока воды через специальную воронку и трубку в сосуды, каскадно расположенные на конденсаторе. Между двумя циклами оттаивания талая вода удаляется из испарителя. В некоторых моделях холодильников талую воду отводят по трубопроводу в поддон, расположенный под холодильником возле мотор-компрессора. В последних моделях холодильников вода из испарителя поступает по трубопроводу на верхнюю крышку кожуха кулисного компрессора, жестко установленного на раме. На крышке имеется открытый резервуар, где вода испаряется под действием тепла работающего мотор-компрессора. Это наиболее эффективный способ, так как кроме испарения талой воды происходит охлаждение кожуха компрессора и увлажнение воздуха в помещении.

Испарение талой воды на конденсаторе происходит со скоростью 0,2 кг в сутки и на компрессоре — 0,4 кг в сутки. Следовательно, устройство для испарения воды на компрессоре более эффективно.

Пускозащитные реле.

Для запуска электродвигателя и защиты его обмоток от перегрузок в бытовых холодильниках применяют комбинированные пускозащитные реле типа ДХР, РТП, РТК-Х, РПЗ и др. (табл. 3).

Таблица 3. Техническая характеристика пускозащитных реле.
Тип Модификация Напряжение, В Ток, А Тип двигателя или мотора компрессора Место установки реле
срабатывания отпускания
ДХР ДХР 127 5,7 4,3 ДХМ На раме
ДХР-3 127 4,8 3,4 ДХМ-3
ДХР-5 220 3 2,1 ДХМ-5
РТП РТП-1 127 4,7 3,7 ДХМ-3 На проходных контактах или раме
РТП-1 220 2,7 2,1 ДХМ-5
РТК-Х РТК-Х 127 4,5 3,8 ДХМ-3 На проходных контактах
РТК-Х 220 2,7 2,2 ДХМ-5
РПЗ РПЗ-23 220 2,9 2,5 ФГ-0,100 На раме
РПЗ-24 220 3,5 3,1 ФГ-0,125
РПЗ-25 220 4,1 3,7 ФГ-0,150
LS-08B LS-08B 220 2,9 2,5 ФГ-0,100 На раме

Пускозащитное реле типа ДХР устанавливают на специальной площадке, приваренной к раме мотор-компрессора, и закрепляют скобой. Контакты пускового реле находятся в разомкнутом состоянии под действием упругой пластинки, к которой прикреплен якорь с подвижным контактом. Резкое размыкание контактов защитного реле (чтобы предотвратить их подгорание) обеспечивается небольшим постоянным магнитом, закрепленным на корпусе реле под биметаллической пластинкой. Наличие магнита способствует также увеличению времени выдержки контактов в разомкнутом положении (для лучшего охлаждения обмоток выключенного двигателя).

Винтовые зажимы для присоединения проводов расположены на задней стенке реле и обозначены цифрами. К зажимам 1, 2 и 3 (рис. 10) присоединяют провод от проходных контактов кожуха мотор-компрессора (от обмоток электродвигателя), к зажимам 4 и 5-соединительный шнур с вилкой для включения холодильника в сеть, а также провода от электропатрона и выключателя лампы освещения холодильной камеры. К зажиму 4 присоединяют провод от терморегулятора.

Схема пускозащитного реле типа ДХР

Рис. 10. Схема пускозащитного реле типа ДХР:

1,2,3 — зажимы контактов проводов; 4, 5 — зажимы контактов соединительного шнура

Реле РТП-1 в зависимости от модификации устанавливают в нижней части рамы агрегата или непосредственно на проходных контактах на крышке кожуха компрессора и закрепляют специальной скобой. Электропровода надежно соединяют с зажимами реле и терморегулятора при помощи съемных наконечников.

Реле РТП-1

Рис. 11 Реле РТП-1

1 — сердечник 2 — корпус катушки 3 — катушка
4 — фетровая прокладка 5 — перекидная пружина 6 — корпус
7 — контакты теплового реле 8 — регулировочные винты 9 — биметаллическая пластина
10 — нагревательная спираль 11 — неподвижный контакт пускового репе 12 — пластины неподвижного контакта пускового репе

Тепловое реле состоит из нагревательной стирали 10 (рис. 11), соединенной с биметаллической пластиной 9, контактов 7, последовательно включенных в цепь электродвигателя. Пусковое реле электромагнитного типа состоит из катушки 3 с сердечником 1, который своей массой, нажимая на пластину 12 неподвижного контакта, удерживает контакты в разомкнутом положении. Неподвижный контакт 11 закреплен на корпусе реле. Обмотка катушки 3 пускового реле включена последовательно в цепь рабочей обмотки электродвигателя. При правильно отрегулированном реле запуск электродвигателя происходит в течение 1-2 с.

Пусковое реле работает следующим образом. При включении электродвигателя, когда ротор неподвижен, по катушке реле проходит ток (большой силы) короткого замыкания. Образующийся при этом магнитный поток втягивает сердечник, в результате чего контакты реле замыкаются и включают пусковую обмотку. Обычно контакты пускового реле разомкнуты. По мере того как ротор электродвигателя увеличивает частоту вращения, пусковой ток падает и сердечник, возвращаясь в первоначальное положение, размыкает .контакты, отключая пусковую обмотку.

Принцип работы пускозащитного реле заключается в следующем. Нагревательная спираль 10, последовательно соединенная с биметаллической пластиной 9 и с размыкающими контактами 7, включена в цепь рабочей обмотки электродвигателя. Реле включено с таким расчетом, чтобы при включении пусковой обмотки через нагревательную спираль проходил суммарный ток обеих обмоток. При рабочем токе контакты реле остаются замкнутыми. При повышении силы тока нагревательная спираль воздействует на биметаллическую пластину, заставляя ее изгибаться, при этом контакты размыкаются и электродвигатель останавливается. При остывании биметаллическая пластина приобретает нормальное положение, контакты реле замыкаются и включается электродвигатель агрегата.

Реле РТК-Х

Рис. 12. Реле РТК-Х

1 — корпус 2 — корпус катушки 3 — сердечник
4 — стержень сердечника 5 — пружина сердечника 6 — планка
7 — подвижные контакты пускового реле 8 — неподвижные контакты пускового репе 9 — нагреватель
10 — биметаллическая пластина 11 — упор 12 — контактодержатель
13 — регулировочные винты 14 — подвижный контакт защитного репе 15 — неподвижный контакт защитного репе

 

Электрическая схема реле РТК-Х

Рис. 13. Электрическая схема реле РТК-Х

ДХМ — электродвигатель; КК — тепловое реле;
БМ — биметаллическая пластина; КД — пусковое реле
К1, К2 — нагреватели;  

 Реле РТК-Х — токовое, комбинированное (пусковое и защитное), смонтировано в корпусе 1 (рис. 12). Пусковое реле электромагнитного (соленоидного) типа с двойным разрывом контактов. В корпусе 2 катушки находится свободно перемещающийся на стержне 4 сердечник 3. На верхнем конце стержня имеется планка 6 с контактами 7, поджимаемая пружиной 5. При включении электродвигателя сердечник поднимается вместе со стержнем, подтягивая планку, которая замыкает неподвижные контакты 8. После того как ротор увеличит частоту вращения, вследствие чего уменьшится магнитное поле в катушке, сердечник 3 падает, увлекая за собой планку 6, и контакты 8 размыкаются. Защитные реле на напряжения 127 и 220 В несколько отличаются друг от друга.

В реле на напряжение 127 В биметаллическая пластина 10 одним концом соединена с проводом катушки пускового реле, а другим концом через упор 11 с контактодержателем 12. На противоположном конце держателя закреплен подвижный контакт 14 с неподвижным контактом 15. Возле биметаллической пластины расположена нихромовая спираль нагревателя 9, включенная последовательно в цепь пусковой обмотки. Одним концом спираль соединена с контактом 8 пускового реле, а другим — с биметаллической пластиной. При повышении силы тока в цепи рабочей обмотки электродвигателя биметаллическая пластина деформируется от тепла, выделяемого проходящим через нее током. При повышении силы тока в цепи пусковой обмотки биметаллическая пластина деформируется под действием тепла от нагревателя 9. При этом контакты 14 и 15 размыкаются. После остывания пластина принимает прежнее положение и контакты вновь замыкаются. Параметры защитного реле регулируются с помощью винтов 13.

В реле на напряжение 220 В имеется дополнительный нагреватель, расположенный возле биметаллической пластины и включенный последовательно с ней в цепь рабочей обмотки (рис. 13). Этот нагреватель (при малом рабочем токе электродвигателя) повышает чувствительность биметаллической пластины.

Реле РТК-Х и РТП-1 взаимозаменяемы, так как имеют аналогичные параметры.

Пускозащитные реле LS-08B и РПЗ однотипны. Реле РПЗ может быть трех модификаций: РПЗ-23, РПЗ-24, РПЗ-25, которые отличаются своими токовыми характеристиками (см. табл. 3) и предназначены для электродвигателей разной мощности, при этом реле РПЗ-23 полностью взаимозаменяемо с реле LS-08В.
Устройство пускового реле аналогично устройству реле РТК-Х. Защитное реле схожее реле РТП, но отличается конструктивным оформлением отдельных элементов. Монтируется реле на раме мотор-компрессора. Провода присоединяют к реле винтовыми клеммами, которые расположены на задней стенке корпуса реле. Реле РПЗ и LS-08В устанавливают в мотор-компрессорах с внутренней подвеской в кожухе и электродвигателями с частотой вращения 3000 мин'1.

Схема пускозащитных реле РПЗ и LS-08B

Рис. 14 Схема пускозащитных реле РПЗ и LS-08B

Реле LS-08B и РПЗ имеют три вывода: 1 (рис. 14) — к проводу проходного контакта выводного конца пусковой обмотки, 2 — к проводу проходного контакта выводного конца рабочей обмотки и 3 — к проводу с вилкой.

Статья подготовлена по материалам книги издательства СОЛОН-Пресс Серии  Ремонт №35 «Ремонт холодильников» Д. А. Лепаев, В. В. Коляда 2005

Всего хорошего, пишите to Elremont © 2006

Навигация

Информация

Полезные материалы

Найти мастера

Вызвать мастера на дом

Укажите какая услуга интересует:

По вопросам поиска и заказа запчастей в разделе Запчасти
Полученные персональные данные будут использованы исключительно для связи с Вами по вопросу ремонта техники.