Ремонт швейных машин. Часть 3.
7августа 2010 г.Автор: А. И. Зюзин
|
Швейная машина «НАУМАНН» («ПОПОВКА»)
|
Это прямострочная машина с ручным приводом настольного исполнения. В годы первых двух десятилетий XX века Российская фирма «Попов и К"» закупала швейные машины в Германии и реализовывала их на территории России. На швейной машине может и не быть товарного знака, фирмы производства и реализации. Никаких инструкций и документов при машине нет. Все это послужило веской причиной именовать в народе эту машину по имени основателя фирмы реализации Попова.
На лицевой стороне корпуса машины прикреплена пластина, прикрывающая отверстие в рукаве против зубчатой передачи. На пластине изображено:
9 50 200
10 100 150
11 80 100
12 60 80
13 40 60
14 30 40
15 20 30
На внешней поверхности платформы нанесены художественные изображения в виде фигурных линий и перламутровых инкрустаций. На рукаве, кронштейне механизма моталки, ручном приводе также нанесены фигурные линии. По размерам машина компактная:
платформа 370x160x12 мм;
рукав 250x185x70 мм.
Маховик массивный, диаметром 157 мм, связь с главным валом через напрессованную ступицу посредством защелки на шарнире. На фронтальной части рукава на двух центрирующих штифтах и двух винтах крепления плотно посажена крышка размером 120x50x12 мм. Внутри ее смонтирован привод и направляющие: стержень прижимной лапки, игловодитель квадратного сечения 12x12 мм и регулятор натяжения верхней нитки. Челнок имеет форму лодочки. Шпулька размером 34x7 мм.
Заправка нитки в челнок
Шпулька с намотанной ниткой вставляется так, чтобы диск с отверстием был обращен к тупому концу, а нитка со шпульки сходила со стороны дна челнока. Сначала нитку продевать в щель (рис. 157), которая обозначена цифрой 1, затем в щель 2.
Рис.157. Челнок (он же шпульный колпачок) машины «Науманн» («Поповка»);
а — вид сверху; | б— вид снизу; |
1, 2 — щели для начального продевания челночной нитки; | 3, 4 — щель и отверстия для конечного продевания челночной нитки |
Дальше в отверстия 4, начиная от тупого конца челнока и до последнего. Если нить, продетая в пять круглых отверстий, не обеспечивает должного натяжения челночной нитки, тогда нить из второго отверстия пропустить один раз через щель 3 и снова продеть ее в круглое отверстие.
Пять отверстий и рядом с ним короткая щель дают возможность для комбинаций заправки нитки для того, чтобы получить нужное ее натяжение при шитье разных по толщине материалов. Здесь комбинации заправки нитки заменяют в современных шпульных колпачках регулировочный винт натяжения челночной нитки.
Челнок вынимается и вставляется в каретку при опущенной игле. Челнок при работе совершает прямолинейное возвратно-поступательное колебательное движение вдоль продольной оси платформы. Челночное устройство состоит из направляющего прилива (под платформой), каретки, скользящей по направляющей прилива, челнока со шпулькой и пластинчатой тяги, соединяющей каретку с кривошипом на вертикальном валу. Механизм челночного устройства подачи материала, регулировки длины стежка расположен на нижней стороне платформы (рис. 158). Как механизм, расположенный снизу платформы, так и механизм во фронтальной крышке отличаются строгой точностью и твердостью всех деталей. Это обеспечило машине долговечность и надежность в работе.
Рис. 158. Рабочие механизмы на нижней стороне платформы (машина «Науманн», «Поповка»):
1 — пружина извлекателя челнока из каретки; | 7 — приводная планка регулятора длины стежка; |
2 — возвратная пружина зубчатой рейки; | 8 — приводной рычаг зубчатой рейки; |
3 — направляющая зубчатой рейки; | 9 — кривошип на вертикальном валу; |
4 — винт регулировки высоты зубьев над игольной пластиной; | 10 — приводная штанга каретки; |
5 — направляющие регулятора длины стежка; | 11 — каретка; |
6 — регулятор длины стежка; | 12 — направляющая каретки |
Простота устройства данной машины обеспечивает ей несложное обслуживание и управление при работе на ней.
Все вышесказанное сводит все возможные неисправности к минимуму.
Устройство регулятора натяжения верхней нитки машины «Поповка» уникальное. Рассмотрим его подробнее. Ось 1 (рис. 159) свободно смещается вправо-влево. Под шайбами есть войлочная буферная прокладка 3. Ее наличие исключает зажим нитки намертво. Пластинчатая пружина 5 шарнирно закреплена винтом 6. Винт 6 имеет два диаметра и при сильном зажиме не может лишить пластину свободы качания.
Рис. 159. Устройство регулятора натяжения верхней нитки (схема) машины «Науманн» («Поповка»):
1 — ось; | 5 — пластинчатая пружина размером 100x10x1 мм; |
2 — зажимные шайбы; | 6 — винт шарнирного крепления пружины 5; |
3 — войлочная шайба; | 7 — фронтальная крышка рукава |
4 — регулировочный винт; |
Регулировочный винт 4 имеет на конце конус с острием. При ввинчивании винт 4 отжимает верх пластины влево, ее нижний конец отодвигается вправо, шайбы зажимают нить. Чем больше ввинчивается винт 4, тем сильнее зажимается нить в шайбах и наоборот. Данный регулятор прост по устройству, надежен в работе и очень чувствительно реагирует на действие регулировочного винта 4.
Обрыв верхней нитки происходит из-за сильного зажима ее в регуляторе натяжения.
Неисправности. Ось 1 неподвижная. Причина: ржавление в отверстии крышки. Дляустранения отвернуть два винта крепления крышки 7 (см. рис. 159) и снять ее. Отвернув винты, разобрать регулятор, почистить все детали, смазать маслом И8А. Собрать узел в обратном порядке.
Компенсационная пружина находится внутри рукава на винте-оси нитепритягивателя (рис. 160).
Рис.160. Компенсационная пружина машины «Науманн» («Поповка»):
а — вид слева (со стороны фронтальной полости); | б —вид спереди; |
1 — конец пружины, закрепленный на нитепритягивателе; | 2 — конец пружины, закрепленный снаружи спереди |
Пружина имеет такие параметры:
диаметр сталистой проволоки — 0,8 мм
диаметр нитка — 7 мм
количество витков — 14
длина конца 1 — 12 мм
длина конца 2 — 17 мм
расположение концов под углом — 90°.
Навивка пружины по часовой стрелке. Натяжение нитепритягивателя данной пружиной постоянное снизу вверх. Натяжение должно быть слабым.
Неисправность. Пружина забивается пылью, ворсом и маслом, может покрыться ржавчиной. Если не будет работать компенсационная пружина, машина будет выдавать некачественную строчку. Чтобы устранить неисправность, надо отвернуть два винта фронтальной крышки и снять ее. Отвернуть винт-ось (спереди) нитепритягивателя, вынуть нитепритягиватель со стороны фронтальной полости и извлечь компенсационную пружину из отверстия (с передней стороны). Часто конец 1 пружины отламывается. В таком случае можно из двух крайних витков пружины сделать конец 1. Можно сделать пружину самому по приведенным выше параметрам или подобрать такую, как надо. Собрать весь узел в обратном порядке.
Зубчатая рейка (рис. 161).
Рис. 161. Зубчатая рейка машины «Науманн» («Поповка»):
а — вид сверху; | б — вид слева со стороны фронтальной полости; |
1 — отверстие для фиксации пружины возврата; | 3 — передняя сторона |
2 — задняя сторона; |
Обычно единственной неисправностью являются тупые зубья (от долгой работы без какого-либо технического обслуживания). Чтобы наточить их, необходимо сделать следующее. Отвернуть винт крепления игольной пластины, а также регулировочный винт, винт крепления пружины и снять ее. На платформе сверху выдвинуть в сторону швеи поперечно расположенную узкую задвижку. Зубчатую рейку вынуть вверх. Трехгранным алмазным надфилем наточить зубья рейки. Точить переднюю 3 сторону зуба. Собрать узел в обратном порядке.
Количество неисправностей зависит от степени износа, условий хранения, а также бережного отношения к машине в процессе эксплуатации.
При вращении маховика левая челночная задвижка полностью не закрывается. Причина — произошел изгиб тяги в нежелательном направлении. Необходимо отвернуть винт крепления тяги с левой задвижкой (расположенный на задвижке сверху), снять тягу и выпрямить ее. Собрать узел в обратном порядке.
Игла должна быть индийская, и ставить ее в игловодитель надо вверх до упора длинным желобком к швее, лыской назад. Если поставить иглу другого типа, будут пропуски стежков в строчке.
На торцовой стороне иглодержателя слева есть прорезь, а спереди загнутый вверх штифт — это игольный нитенаправитель. Его задача направлять идущую сверху нить строго перед продольным желобком иглы. Бывает, что штифт сломан и его необходимо восстановить, иначе верхняя нитка будет обрываться. Для этого на месте сломанного штифта просверлить отверстие диаметром 1,5 мм и поставить штифт. Лучше припаять его припоем или приварить бронзой.
Устранение возможных неисправностей можно найти в частях 1 и 3, «Швейная машина «Зингер» с качающимся в горизонтальной плоскости челноком»
Регулировка длины стежка.
На платформе справа расположен винт регулировки длины стежка. Продвигая ослабленный винт по щели, можно получить разную длину стежка. Если передвинуть винт вправо — длина стежка увеличится, если влево — уменьшится. После установки нужной длины стежка регулировочный винт обязательно завернуть так, чтобы он не двигался произвольно.
У швейных машин «Поповка» и «Зингер» с качающимся челноком (с кареткой) в горизонтальной плоскости часто встречается такая неисправность: дно челнока, куда упирается шпулька при работе, разрушено, и острие шпульки может упираться в регулировочный винт. Эта неисправность происходит от коррозии металла и от времени.
Отремонтировать челнок можно. Для этого в очищенную внутреннюю поверхность челнока завернуть до отказа смазанный солидолом регулировочный винт. Затем на дно челнока ввести две капли эпоксидного клея. Подготовить диск (шайбу) из нержавеющей стали толщиной 0,5-0,7 мм и диаметром 9 мм (для машины «Зингер») и 7 мм (для машины «Поповка») с углублением (воронкой) в центре глубиной 0,5 мм. Подготовленный диск ввести в челнок так, чтобы углубление на диске было обращено в сторону шпульки, и плотно прижать диск к дну челнока. Как только лишний клей выйдет из отверстий наружу, вытереть его и поставить челнок (вертикально) на сутки. Затем обработать челнок на шлифовальном круге.
Удачи в ремонте!
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2010