Ремонт автоматических стиральных машин
27 июля 2009 г.Автор: Луковников Илья, г. Москва
Самостоятельная замена подшипников стиральной машины Zanussi FL1201 |
Краткий рассказ «Как я ремонтировал стиральную машину».
При ремонте я опирался на информацию с форума http://elremont.ru/forum/viewtopic.php?t=4143 за что огромное спасибо администрации сайта и всем откликнувшимся на вопросы.
Однажды при работе машинки в режиме отжима белья наша проверенная временем стиральная машина Zanussi FL1201 стала издавать странные громкие шумы, напоминающие хруст. Из детства, когда я разбирал/собирал свой мега велик, я вспомнил, что звук этот означает конец подшипнику.
Поскольку сроки ремонта были не критичны (вся семья в отпусках, белья мало), а также вследствие финансовых трудностей было принято решение ремонтировать самостоятельно. Забегая вперед, могу сказать, что дело это для неподготовленного человека трудоемкое, требует определенных умений, прямых рук, и инструментов. Будь у меня в нужный момент все необходимые инструменты, вся работа конечно была бы существенно облегчена. Инструменты эти зачастую непросто достать (много фирм, которые торгуют, к примеру, съемниками для подшипников, но время работы у них совпадает с моим- я просто физически не могу купить).
Времени была потрачена уйма. В немалой степени это было обусловлено тем, что ремонтировал я вечерами, и много времени уделить не получалось- после десяти часов все шумы приходилось прекращать. Весь ремонт занял неделю. Но деньги были сэкономлены прилично, что на тот момент было критично.
Сразу дам несколько советов, которым я всегда следую, когда разбираю незнакомые вещи:
- При разборке постоянно фотографируйте результаты работ, желательно с разных ракурсов. Фотографирую узлы до разборки, и после- вместе с винтиками. Чтобы при сборке было видно, какие винты в какие отверстия.
- Следите за качеством снимков. При ремонте машины я допустил серьезный просчет- фотографировал айфоном (он у меня совсем недавно). Старый телефон давал отличные снимки, а половина айфоновских оказались плохого качества, при сборке возникли проблемы. Два крепежных винта так и не понял куда поставить.
- Если не уверены в своих силах- не лезьте. Пару раз я прилично напортачил, сказалось отсутствие опыта. Ремонт мог серьезно осложниться, но мне повезло.
- Не торопитесь и не прикладывайте излишних усилий. Срыв шлицов, или гнутый вал могут привести к не ремонтопригодности машины.
- Маркируйте все провода и шланги фломастером. Можно собирать и по фоткам, но все равно лучше маркируйте.
Инструменты
Что потребовалось:
- Отвертки
- Биты
- Головки
- Переходник, удлиняющий биты. Не знаю как называется. Длинная железка, одним концом втыкается в отвертку со сменными насадками, в другой конец втыкаются биты/головки. Сантиметров 25 длиной.
- Набор хороших (прочных) шестигранников. Пришлось купить весь набор, хотя нужен был только ключ на 6.
- Шуруповерт - крайне желателен. Я использовал дрель, это не удобно, а в ряде случаев просто неприемлемо.
- Сами запчасти- 2 подшипника, сальник, смазка для сальника (сальник-35х62х10, подшипники-205-25х52х15, подшипник-206-30х62х16). Обошлись в 900 р.
- Съемник для подшипников. В моем случае подошел из магазина автозапчастей, за сто рублей. Но надо по размеру смотреть. Значительно легче, если есть съемники для всех ваших подшипников.
- WD-40. Полезность этой штуки трудно переоценить.
Ремонт
Теперь вкратце процесс ремонта. Подробнее остановлюсь на сложностях, с которыми пришлось столкнуться.
Во-первых желательно машину вынести в комнату, где места побольше. В моем случае это было сильно затруднено - надо было снимать наличники, дверь в ванную, дверцу машины, и нужен был минимум один помощник для переноса. Поэтому разборку производил прямо в ванной, а наружу вытащил только бак.
Порядок разборки (до винтика расписывать не буду):
- Снял верхнюю крышку.
- Снял заднюю стенку.
- Отсоединил все, что удерживало барабан (шланги, провода).
- Снял ремень со шкива.
- Отсоединил амортизаторы (со стороны барабана). Для этого брызнул на пластиковые шпильки WD-40, прижал фиксирующий усик, вытянул шпильку (рис. 1).
Рис. 1 Отсоединение амортизаторов.
- Отцепил манжету люка. На передней стенке машины нашел хомут, расстегнул его, далее манжета без проблем отсоединилась.
- Снял барабан. Пружины отцепляла боевая подруга, держал барабан на весу. Тяжелый.
- Снял двигатель, тэн, передний полубак.
- Открутил шкив. Долго мучился, курил форум, заливал WD, пытался стронуть болт зубилом. Потом купил набор шестигранников (см. пункт Д), посильнее крутанул, и болт стронулся. Он сидел на фиксаторе резьбы. Резьба обычная, правая (рис. 2).
Рис. 2 Болт удерживающий шкив
- Выбил барабан из заднего полубака. Это было непросто, очень ответственная операция. Полубак лежит на боку. Сначала я подкладывал под вал деревяшку, чтоб его не испортить, но деревяшка быстро разлетелась, а вал так и не стронулся с места. Пару раз дал по валу молотком, он стронулся до подшипника, дальше дело встало. Делать это (бить по валу молотком) было категорически нельзя! Хоть и на глаз незаметно, но вал погнулся, при сборке не возможно было надеть шкив.
Рис. 3 Задний полубак, хорошо виден вал и отверстие в нем.
- Прочитал на форуме про выколотку. Дома не нашел такой, взял
каленое сверло по металлу (самое подходящее по диаметру
отверстия, кажется у меня было 8 или 9), долбанул по нему
молотком, отломал хвостовик. Этот хвостовик вставил в отверстие,
куда вкручивается болт шкива, зафиксировал тряпкой, чтоб не
вылетал и стал лупить тяжелым молотком. Тут очень неплохо иметь
очки, можно повредить глаза. Следите, чтоб молоток бил строго по
оси выколотки, иначе выколотка может повредить резьбу. Я ее
повредил, и это вызвало серьезные проблемы. Мне повезло, резьба
несильно испортилась. Повезло бы чуть меньше
− и ремонт серьезно бы осложнился, а
может и вообще стал бы невозможен.
Выколоткой я выбил вал из первого подшипника, дальше дело снова застопорилось. Внутренний подшипник, который собственно и шумел, развалился и заржавел, выбить никак не получалось, все болталось и люфтило. Говорят, в этом случае может помочь второй человек- один держит барабан на весу, второй лупит. Мне помочь было некому, поэтому я разломал отверткой перегородки в ржавом подшипнике, вытащил шарики и без проблем снял задний полубак. Это не очень хороший способ, остатки разобранных подшипников тяжело вынуть. - Стер тряпками всю грязь и старую смазку. Залил WD-40 вал (с застрявшим на нем кольцом подшипника) и полубак, с застрявшим в нем вторым кольцом. (рис. 4)
- Через день снял съемником кольцо подшипника с вала. Мой съемник по размеру подошел тютелька в тютельку.
Рис. 4 Вал с застрявшим
кольцом. На валу болтается старый сальник.
Фото съемника к сожалению нет.
- «Собрал» в полубаке один подшипник. Т.е. вставил в него шарики, промежутки между шариками заткнул тряпками
Рис. 5 "Собранный подшипник" Фото запорото, но полагаю смысл понятен.
- Взял походящую оправку (мне подошел гриф от разборной гантели) вставил во внутреннее кольцо подшипника (ободок гантели как раз уперся во внутреннее кольцо подшипника), и выбил весь подшипник (бил по грифу молотком). Аналогично поступил с кольцом второго подшипника (рис. 6).
Рис. 6 Гриф гантели с надетым подшипником.
- Вал и посадочные места под подшипники зачистил от смазок, слегка зашкурил (600-800-1000-1200 шкурками), слегка заполировал бронзовое кольцо войлочной насадкой на дрель с пастой ГОИ.
- Поправил испорченную резьбу в отверстии болта, удерживающего шкив (см. пункт 10). Просто болт смазал графитовой смазкой, и по четверть оборота вкручивал/выкручивал, периодически вычищая мусор и давая остыть. Проклинал себя за криворукость.
- Аккуратно забил новые подшипники в посадочные места. Для оправки использовал старые кольца подшипников. Поперек клал зубило, бил по нему. Важно следить, чтобы подшипник входил без перекосов.
- На валу, в месте посадки подшипников сделал несколько кернений (внутренний подшипник налезал слишком свободно, это не есть гуд!).
- Обильно смазал манжету смазкой, и посадил в посадочное место, вслед за подшипником (пружинкой в стороны от воды!).
- Поставил барабан. На него аккуратно, чтоб не повредить манжету, надел полубак. Через оправку стал бить по внешнему подшипнику. Постепенно вал пролез через оба подшипника, и встал на место.
- Здесь я снова допустил ошибку. Стопорного кольца у меня не было (хотя по конструкции похоже должно было быть). Я собрал барабан, а потом пытался надеть шкив. Шкив не налезал (!!!из-за того что я повредил вал в пункте 10!!!). Я не сразу понял причину, и попытался насадить шкив, применив грубую физическую силу (молоток). Вал стал выползать из подшипника. Пришлось снова разбирать бак, и вернуть вал на место. Далее, пару раз обматерив себя, взялся за напильник. Напильником, надфилями и шкурками привел вал и шкив в божеский вид, сделал, чтобы шкив очень туго, но налезал на вал. Надел шкив и зафиксировал болтом.
- Собрал барабан, поставил тэн и двигатель.
- Далее в обратном порядке. Подвесил барабан на место, прикрепил амортизаторы, подсоединил провода и шланги. В местах соединений резины с пластиком я на всякий случай промазал клеем «Момент» (кроме манжеты люка). При сборке будьте внимательны и осторожны, особенно когда вкручиваете саморезы в пластиковые детали. Машинка вещь почти одноразовая, лишние сборки-разборки не особо предусмотрены производителем. Резьбу сорвать как нефиг делать, как в пластике, так и в металле. Десять раз проверьте подключение всех проводов. Лично я сборку заканчивал ночью, забыл подключить переднюю панель
- Остается подключить воду и слив, выровнять машинку на полу по уровню, чтоб надежно стояла на всех 4 ногах.
- Проверить в работе.
У меня заработала отлично, не смотря на перенесенные страдания.
Весь ремонт обошелся примерно в полторы тысячи рублей, и кучу времени (у меня его было больше чем денег).
В общем, если вам надо быстро, качественно и без геморроя- не выпендривайтесь, позовите мастера! А если жалко денег, но не жалко нервов и времени, а еще вы готовы рискнуть- делай как я!
Удачи в ремонте!
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2008