Ремонт швейных машин. Часть 3.
7августа 2010 г.Автор: А. И. Зюзин
|
Швейная машина «ДЮРКОПП» -301 КЛ
|
Машина выполняет две прямые строчки. Каждая строчка делается своим автономно устроенным механизмом от катушкодержателя до вращающегося челнока. Это как бы две машины, соединенные в одну. При необходимости одно челночное устройство можно отключить, снять его иглу, и тогда машина будет делать одну строчку. Конструкция ее сложнее, чем у обычной швейной машины.
Рабочий цикл складывается из двух уколов иглой и продвижения ткани на один стежок. Машина специального назначения была завезена немцами во время Отечественной войны в один из городов Донбасса. При поспешном отступлении они бросали много разной техники, в том числе и эту швейную машину.
Надо было реконструировать ее на обычную бытовую машину. При этом учитывалось, что с нее были сняты многие детали, т. е. машина не представляла собой целостной конструкций.
Прежде всего реконструкции подверглось устройство, продвигающее материал — транспортер. Предстояла задача сделать работу транспортера ткани такой, чтобы за один укол иглой получался один стежок.
Внизу под платформой на коротком валу слева находится кулачок-задатчик подъема зубчатой рейки. Его рабочий контур представляет собой усеченный с одной стороны цилиндр (рис.132, а). Справа на этом валу расположена шестерня, паз которой имеет профиль усеченной окружности (б). Это шес-терня-задатчик горизонтального движения зубчатой рейки — подачи материала. За два оборота маховика игла (иглы) делает два укола, а кулачок (а) и шестерня (б) (оба задатчика) — один оборот.
Рис.132. Кулачки (задатчики) подачи материала (машина «Дюркопп»-301 кл.):
а — кулачок подъема зубчатой рейки до реконструкции; | в — кулачок подъема зубчатой рейки после реконструкции; |
б — шестерня с ведущим пазом подачи материала до реконструкции; | г — шестерня с ведущим пазом подачи материала после реконструкции |
Ткань подается тогда, когда ролики перемещаются по плоскостям на кулачке (а) и в пазу шестерни (б). Вполне очевидно, что и кулачку, и профильному пазу шестерни надо придать форму равностороннего треугольника. Каждая грань в двух названных деталях должна иметь центральный угол 120° (360:3).
После такой реконструкции кулачок и шестерня приняли вид, показанный на рисунке 132; в, г.
Итак, машина стала делать один стежок после каждого укола иглой (иглами). Но машина шить отказывалась, и при всех возможных вариантах наладки верхняя нитка петляла снизу. Нитепритягиватель упорно не хотел ее втягивать и делать утяжку в строчке. Более того, не вытянутая полностью верхняя нитка снизу при следующем холостом обороте челнока захватывалась и обрывалась. Надо было дотягивать верхнюю нитку, что и было сделано (рис. 133).
Рис. 133. График траектории движения нитенаправителя машины «Дюркопп»-301 кл.:
1) АБ — траектория движения до реконструкции (сектор А-01-Б);
1) ВД — траектория движения после первой реконструкции (сектор А-О2-Д);
2) АД — траектория движения после второй реконструкции (сектор А-О2-Д); α1 = α2
При первой реконструкции нитепритягивателя был увеличен его угол подъема — ВО1Д, где А и Б — крайние точки колебания нитепритягивателя до реконструкции; В и Д — то же после первой реконструкции. Если до реконструкции верхняя нитка обрывалась тогда, когда нитепритягиватель находился в верхнем положение в точке Б, то после реконструкции стала обрываться в точке В (см. рис. 133, 1).
Очевидно, надо было сделать амплитуду колебания нитепритягивателя отточки А до точки Д, но существующий рычаг этого сделать не мог. Возникла необходимость поставить рычаге другим центром вращения, но с приводом существующего нитепритягивателя.
Что и было сделано (см. рис.133; 2), где:
О1 — центр вращения старого рычага;
О2 — центр вращения нового нитепритягивателя;
А — нижняя крайняя точка обеих рычагов — нового и прежнего;
Б — верхняя крайняя точка прежнего рычага;
Д — верхняя крайняя точка нового нитепритягивателя;
К — точка пересечения обеих рычагов. В этой точке в новом нитепритягивателе сделан палец-ось с вращающимся роликом. И в этой же точке на старом рычаге сделана вилка-кулиса, в которой перемещается ролик нового рычага. Отрезок чуть меньше БК отрезан от прежнего нитепритягивателя.
После такой, реконструкции машина стала отлично шить. В процессе шитья обнаружилось, что слаб конструктивно узел крепления игл. Его также пришлось реконструировать. Вверху узла была поставлена пластина из нержавеющей стали толщиной 1 мм (рис. 134).
Рис. 134. Иглодержатель машины «Дюркопп»-301 кл.:
а — усилительная пластина к узлу: | б — узел иглодержателя в сборе: |
1 — отверстия для крепления пластины к раме узла; | 1 — вертикальный стяжной болт крепления усилительной пластины; |
2 — отверстие для направления ниток; | 2 — усилительная пластина; |
3 — отверстия для крепления пластины к рамке игл; | 3 — заклепочное крепление усилительной пластины к рамке узла; |
4 — игловодитель; | |
5 — винт крепления рамки узла к игловодителю; | |
6 — рамка узла (входит снизу в глубокий паз игловодителя); | |
7 — рамка игл; | |
8 — винты крепления рамки игл к рамке узла; | |
9 — подвижной сухарь крепления иглы; | |
10 — винт крепления иглы; | |
11 — правая игла; | |
12 — левая игла |
После такой реконструкции увеличились жесткость узла и прочность крепления игл. Расстояние между иглами стало стабильным, но пришлось пожертвовать параметром установки игл на разные размеры. Теперь расстояние между иглами равно постоянной величине — 5 мм.
Следующим, четвертым объектом реконструкции стала прижимная лапка. Заводом-изготовителем установлена сдвоенная лапка. На одном вертикальном стержне установлена лапка, состоящая из двух, автономно действующих. При шитье выяснилось, что лучше их сблокировать в одну. Что и было сделано. Снятые со стержня лапки были соединены при помощи электросварки (сверху) с последующей обработкой. При дальнейшей работе на машине стало наблюдаться нарушение синхронности игл с челноком. Оказалось, пробуксовывает нижний вал в том месте, где крутящий момент с верхнего вала передается на вертикальный приводной нижнего механизма. Схема такой передачи в машине представлена на рис. 135.
Рис. 135. Схема главной передачи машины «Дюркопп» 301 кл.:
1 — монтажное отверстие; | 6 — главный вал; |
2 — корпус машины; | 7 — вертикальный вал; |
3 — смазочное отверстие; | 8 — ведомая коническая шестерня; |
4 — маховик; | 9 — ведущая коническая шестерня; |
5 — винт крепления маховика; | 10 — винт крепления ведущей шестерни |
Пробуксовка происходила по причине срыва резьбы в ступице ведущей конической шестерни на главном валу. Как в создавшейся ситуации закрепить шестерню на валу?
Сделать полную разборку машины и на снятой шестерне просверлить новое отверстие, нарезав резьбу, или в старом отверстии нарезать увеличенную резьбу. И то и другое не представлялось возможным, так как ремонт происходил в домашних условиях. Были попытки через монтажное отверстие в корпусе и через отверстие в ступице шестерни просверлить сквозное отверстие на главном валу. Попытки не увенчались успехом, так как вал оказался настолько твердым, что ни одно сверло его не брало. Оставался один выход — прибегнуть к помощи эпоксидного клея. Хорошо обезжирив растворителем№ 647 участки поверхности главного вала с левой и правой стороны, участки около ведущей шестерни, торцовые плоскости шестерни и всю поверхность ступицы, на них был нанесен эпоксидный клей толщиной до 3-5 мм. Таким методом вал был связан (ведущей шестерней «намертво», т. е. такой метод оказался весьма надежным и простым видом ремонта.
Итак, благодаря реконструкции четырех узлов и специфическому ремонту главной передачи двухстрочечная машина «Дюркопп»-301 кл. была поставлена в строй действующих весьма полезных швейных машин.
При установке зазоров между носиком челнока и иглой пользуются двумя регулирующими устройствами:
а) под платформой расположен винт крепления конической шестерни, которая приводит в движение челнок. Винт можно ослаблять, и тогда при вращении маховика он будет остановлен. При достижении нужного зазора винт зажимают, и челнок начинает вращаться;
б) игловодитель смещается по вертикали по обычной схеме. Но при этом надо иметь в виду, что смещение игловодителя обусловливает смещение одновременно двух игл для обоих челноков.
Регулируют сначала правую иглу по правому челноку, затем левую иглу по левому челноку. Поскольку работа челноков автономная, постольку и наладка их сугубо раздельная.
На машине установлены два регулятора натяжения верхних ниток. Две верхние нитки со своих катушек до игл нигде не пересекаются и не соединяются. Единственное отверстие — игольный нитенаправитель, где обе нитки идут рядом в одном отверстии, но и там они занимают одна правую, другая — левую стороны. Момент встречи иглы носика челнока определяется опытным путем, т. е. методом проб устанавливается оптимальный вариант.
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2010